Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

23/06/2010

Священнослужители об общности Великой, Малой и Белой Руси

 

Постоянный адрес страницы:
http://www.regions.ru/news/2298310/


Украинские националисты возмутились заявлением чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации на Украине Михаила Зурабова о том, что русские и украинцы – это единый народ. Незадолго до этого они так же отреагировали на слова депутата российской Госдумы Константина Затулина, назвавшего украинцев русскими, которые живут с краю России. При этом ни Затулин, ни Зурабов не ставили под сомнение независимость Украины.

Напомним, что патриарх Кирилл постоянно использует в своих выступлениях понятие "русский мир", объединяющее Россию, Украину и Белоруссию, а также зарубежных соотечественников.

До революции нынешние Россия, Украина и Белоруссия считались тремя частями единой Руси; великороссы, малороссы и белорусы - тремя ветвями единого русского народа, а их языки - наречиями единого языка. Впоследствии это общее самосознание стало исчезать - во многом вследствие политических игр, - однако окончательно не исчезло и до сих пор (к примеру, русско-украинские браки не воспринимаются как смешанные). Однако сейчас единство трех народов, запечатленное классической русской культурой, пропагандируют только маргинальные националистические группы. На официальном же уровне Россия молча приняла тезисы антироссийской пропаганды, настаивающей, что русские настолько же чужды украинцам, как, скажем, немцы - а стало быть, присоединение к России было для Украины сродни оккупации и т.п.

Для сравнения: точно такое же представление о национальном единстве существует, например, у болгар, которые считают македонцев частью болгарского народа, а македонский язык - диалектом болгарского. Поэтому Болгария, одной из первых признав независимость Республики Македония, официально заявила, что не признает ни существования отдельной македонской нации, ни отдельного македонского языка.

«Должны ли связи внутри русского мира ограничиваться ни к чему не обязывающими декларациями и гастролями ансамблей балалаечников? Не стоит ли наполнить конкретным содержанием идею единства трех народов, создав какие-то устойчивые общественные или политические механизмы для общения в рамках русского мира?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что необходимость в механизмах общерусского взаимодействия есть.

«Русский мир» - совершенно реальное и конкретное понятие. Мы – одна нация, обладающая духовной и культурой общностью. У нас общие корни, общая православная традиция. Не случайно во время визита святейшего на Украину его приветствовали словами «Кирилл – наш патриарх». Другое дело, что некоторые политики, преследуя какие-то сиюминутные цели, пытаются эту общность разрушить», - сказал он.

«Поэтому трезвомыслящие политики должны, конечно, выработать какие-то защитные механизмы. Важнейшим объединительным началом является, безусловно, наша Церковь. Важная роль в культивировании этой общности и единства должна принадлежать интеллигенции. Формы, в которых это единство выразилось бы, могут быть самыми разными», - добавил отец игумен.


«Русский мир – это действительно не только гастроли ансамблей балалаечников: прежде всего это общая история трех наших славянских народов, которые должны поддерживать друг друга, оказывая всевозможную взаимопомощь и решая общие проблемы», - сказал клирик Спасского собора Минусинска Красноярского края и известный поэт, священник Сергий Круглов.

Отец Сергий подчеркнул, что «христиане должны помнить: все мы – дети одного отца и матери, все мы - братья и сестры».
«Однако, - продолжил он, - иногда наступает время отказаться от братских объятий, как у Екклесиаста: время обнимать и время уклоняться от объятий. Чтобы твой родной брат полюбил тебя и начал уважать, ему нужно дать свободу. Только пожив самостоятельно, он осознает многие вещи. Не надо душить в крепких объятиях! Наши народы станут поистине братскими и смогут вести вменяемый диалог, когда Украина и Белоруссия обретут под ногами свою почву».

«Безусловно, между нашими народами должен вестись диалог. И возможен он станет только в том случае, если будут налажены устойчивые механизмы для общения. Однако будет ли этому способствовать создание некоей общественной палаты или общественного парламента – это вопрос к политикам. Хотя, пока они не будут созданы, мы не поймем, насколько такие органы полезны для российского, белорусского и украинского народа», - заключил священник Сергий.


«Безусловно, идея единства трех народов должна быть наполнена конкретным содержанием, а не ограничиваться какими-то политическими декларациями или гастролерами фольклорных ансамблей. Подобный подход дезориентирует любое серьезное дело; гастроли тех же балалаечников не являются свидетельством единства народов, это - всего лишь коммерческий проект, который не отражает глубокого единства славянского мира», - сказал заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, священник Филипп Ильяшенко.

Священник согласен, что единство российского, украинского и белорусского народов «должно иметь определенное и конкретное выражение». «Исторический опыт показывает, что основой единства является некая идеология и идеологически-культурная общность. И в нашем восточнославянском мире такая общность, несомненно, есть: исторически-политическая общность и общность культурной традиции», - отметил он.

«Что касается предложения выразить единство трех братских народов в каких-то общественных или политических институтах, то, безусловно, данная идея имеет смысл. Так, например, можно создать некий славянский парламент, который будет заниматься выработкой механизмов единства русского мира. Однако все же главным на сегодняшний день институтом в этой области является РПЦ, включающая в себя всю полноту восточно-славянского мира. Она успешно продвигает единство трех народов вопреки всем политическим разногласиям», - заключил отец Филипп.


Священник Георгий Рощин, зам. пред. отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, выразил надежду, что Русская Православная Церковь сыграет свою роль в консолидации и единения трех братских народов.

«Идея создания русско-украинского общественного парламента, безусловно, хорошая. Мы видим, что уже есть пример союзного парламента России и Белоруссии. И если будет политическая воля к сближению Украины и России, двух братских народов, то это можно только приветствовать. Ведь у нас общая культура, общие традиции и вера. Поэтому хочется надеяться, что все те политические препоны, которые стоят между нами, будут в скором будущем преодолены», - выразил упование отец Георгий.

«И здесь мы надеемся, что Русская Православная Церковь сыграет объединяющую роль, поскольку, несмотря на разделение границ, Церковь одна для России, Украины и Белоруссии и других стран бывшего Советского Союза», - подытожил священник.


«Я считаю, что словам Зурабова и Затулина придает значение не столько украинский народ в целом, сколько отдельные политики, которые пытаются на национализме делать себе очень дешевые дивиденды. Любое культурное общество должно отказаться от представителей, склоняющих народ к вражде, иначе рано или поздно такие политики приведут к краху всю страну», - сказал муфтий Чувашии, первый зампред ЦДУМ России, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов.

По его мнению, «любой культурный человек не должен обижаться на высказывания подобного рода». «Ведь, например, мы – российские мусульмане, находясь за пределами страны, не обижаемся на то, что за границей нас так и норовят назвать «русскими паломниками». Наоборот, мы гордимся единством нашего государства и его народа», - добавил муфтий.

«Русские, белорусы и украинцы – это народы, связанные многовековой историей. Это – единая восточнославянская группа, связь внутри которой, действительно, не должна ограничиваться какими-то декларациями или заезжими ансамблями. Поэтому считаю, что на сегодняшний день созрела острая необходимость создать некий орган, подобный общественной палате, который позволит наладить конструктивный диалог между тремя братскими народами, не посягая ни на территориальную целостность, ни на национальную идентичность этих народов. Ведь даже Европа объединяется по подобному принципу», - подытожил Альбир-хазрат.


Согласен с тем, что связи внутри русского мира должны быть реальными и прочными, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.

«Само понятие «русский мир» весьма широко применяется в вопросе взаимоотношений между тремя славянскими государствами, объединяя Великороссию, Белоруссию, Малороссию и наших соотечественников за рубежом в единый братский народ. Русский мир - это и национальное, и духовное понятие. Поэтому наши культурные и хозяйственные связи должны строиться исключительно по этим понятиям», - сказал он.

По его словам, «на сегодняшний день русский мир существенно сужается из-за амбиций «оранжевых» националистов, а также некоторых украинских и белорусских политиков, живущих в основном только лишь ради собственной выгоды». «Именно в этой связи, - продолжил он, - идею единства трех народов и необходимо наполнить конкретикой: создать общественные механизмы для нашего общения в рамках русского мира».

«Я полностью поддерживаю идею создать на базе трех наших славянских государств нечто вроде общественной палаты или общественного парламента. Однако вряд ли это получится, поскольку Запад, который диктует Украине, что ей делать, не даст реализовать данную идею. Но и других вариантов для нашего сотрудничества масса. Это дело лишь времени», - заключил Валентин Владимирович.

Не видит ничего плохого в высказываниях Михаила Зурабова и Константина Затулина член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко.

«Я не вижу ничего дурного в заявлениях Затулина и Зурабова: они всего-навсего констатировали общеизвестные очевидности. Просто украинские националисты готовы пожертвовать исторической истиной, чтобы решить свои сиюминутные политические задачи», - сказал он.

«У наших народов огромное количество связей, уходящих в глубину столетий: культурных, политических и экономических. И чтобы там не говорили украинские националисты, русские, украинцы и белорусы относятся к одной этнической группе – восточнославянские народы. И это – исторический факт», - подчеркнул Якеменко.

По мнению члена ОП РФ, идея единства трех народов «требует создания устойчивых общественные и политических механизмов для общения в рамках русского мира, тем более что сейчас на Украине сложились все необходимые к этому предпосылки».
«Я лично не имею ничего против создания некой общественной палаты, которая будет сообщать решать как внешнеполитические, так и социальные вопросы трех братских народов», - отметил он.

«Существующее на сегодняшний день государственное разделение России, Украины и Белоруссии - искусственное и временное. И недалек тот час, когда эти государства вновь объединятся. Ведь у нас общая историческая судьба и общие этнические корни, поэтому нам нечего делить», - заключил Борис Григорьевич.


Заведующий отделом Украины Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов напоминает, что сама история Великой, Малой и Белой Руси свидетельствует против украинских националистов.

«Дело в том, что так называемые «украинские националисты» не должны так именоваться. Потому что национализм, хотя и в извращенной форме, пытается сохранить право нации на самобытность. Их же логичнее называть «бандеро-мазеповцы». Так вот, «бандеро-мазеповцы» уничтожают национальную историю Малой Руси», - подчеркнул он.

«Михаил Зурабов и Константин Затулин лишь констатируют факты. Вся наша классика, вся историография, вся историческая топонимика свидетельствует о том, что великороссы, малороссы и белорусы - это единый народ. Более того, первый учебник русской истории - Синопсис - был издан в последней четверти XVII века, и в нем сами малороссы утверждают, что они русские. Первые словари великого русского языка, первые грамматики создавались православными интеллектуалами в Киеве в XVII веке. Поэтому событие единения Малой и Великой Руси в 1654 году можно сравнить только с недавним аналогом - воссоединением ФРГ и ГДР», - заметил Кирилл Александрович.

«К сожалению, «бандеро-мазеповцы» пользуются поддержкой так называемых «несогласных», представляющих антигосударственную оппозицию в Российской Федерации. Некий «несогласный» Петр Милосердов, назвавший себя левым националистом, заявил, что украинские националисты правы в своей борьбе с Кремлем. Таким образом, отечественные «национал-оранжевцы» показали, что они в борьбе с Кремлем борются с Россией и ее историей и не знают такого очевидного факта, что вся «бандеро-мазеповская» идеология направлена не против госаппарата России, а является антирусской и антироссийской по существу», - подытожил зав. отделом Украины Института стран СНГ.

REGIONS.RU
 

23.06.2010 10:23
© 1999-2008 «REGIONS.RU/Новости Федерации».