Московская мэрия решила внести свой посильный вклад в копилку общечеловеческих ценностей. Наше самое некоррумпированное учреждение устами главы Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаила Соломенцева объявило, что усердно работает над «кодексом москвича», который, на их взгляд, на доступном уровне объяснит пока не зафиксированные в документе, но уже принятые на сознательном уровне нормы поведения в столице РФ.
«Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться. Мы уверены, что это важное требование поможет всем жителям столицы без исключения стать москвичами», – заявил Соломенцев, деликатно объясняя инициативу мэрии.
Мне редко приходится слышать слово «поможем» из уст чиновника, пока еще не взявшего конвертик. Но, допустим, свершилось. И захотелось помочь всем без исключения. Но Соломенцев тут же уточняет, что помогать будут не всем: «Пока существуют неписаные правила, которых обязаны придерживаться жители нашего города. Например, не резать барана во дворе, не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по-русски... А в ближайшее время мы хотим разработать свод правил, которые помогут быстрее освоиться приезжим, которые остаются в Москве на постоянное место жительства». После деликатного намека на казнь баранов стала очевидной целевая аудитория усилий мэрии. Иначе говоря, городская власть упорно трудится над законом явно выборочного применения. (Кстати, мигрант, но тонкий знаток русского языка Довлатов очень точно заметил, что интонация - это то, чем окрашено сознание).
Сложно понять почему, но наши киевские товарищи почему-то забеспокоились от перспективы такой помощи. Украинское информационное агентство УНИАН даже попросило главу Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константина Ромодановского прокомментировать, как эти «правила» отразятся на украинцах, приезжающих на работу в Москву? Да никак не отразятся, успокоил он. «Надо мыслить более широким категориями, чем карта Москвы…Нельзя Москву выделять из России – это тоже часть России, - подчеркнул он. - Говорить о миграционном процессе и национальной карте Москвы – это несколько некорректно».
Ромодановский полагает, что такой «кодекс» не нужен вообще, а надо, скорее, действовать наоборот - создавать необходимые условия для мигрантов – «чтобы люди не жили в подвалах и на чердаках».
Тут я солидарен с главой ФМС - людям, которые необходимы столице, нужно помогать, создавать условия, а не правила поведения, типа «прыжок на месте в тюбетейке считать провокацией». Ведь это уже не условия, а режим. Не могут ведь этические нормы общества создаваться для какой-то специальной зоны, ограниченной кольцевой дорогой.
Совершенно очевидно, что власть тут выглядит несколько однобоко, поскольку «кодекс москвича» пишется только для приезжих (причем исключительно для тех, кто режет баранов), и совсем ни к чему не обязывает аборигенов. А почему бы не напомнить и аборигенам, что нельзя унижать, оскорблять и убивать приезжих (их же ласково называют «чурками»), а милиционерам взимать с них мзду? Хорошо бы внушить и коренному населению столицы, что не рекомендуется писАть и пИсать в лифтах и пить пиво в метро. Или такой вот стиль поведения, выражаясь языком Соломенцева, «базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками»?
И вообще, почему мы хотим, чтобы в Москве все говорили только на русском, а, допустим, в Киеве, чтобы говорили НЕ только на украинском? Кстати, в Нью-Йорке без проблем проживает большая русская диаспора, которая совершенно не владеет английским и понятия не имеет об американской культуре. Но вот русский язык в Нью-Йорке имеет статус официального. (Это произошло автоматически - едва количество русских превысило законом определенную норму. А есть в Москве второй официальный язык?)
А говоря о традициях, сложившихся веками, наверное, мэрии следует учесть и то обстоятельство, что у города есть и очень древняя угро-финская история. А в топонимике Москвы есть названия, говорящие о влиянии и другой культуры - Ордынка, Арбат и проч. Да и разве может столица всего многонационального государства отдавать предпочтение одной культуре, даже самой лучшей? Кстати, говоря о культуре межнационального общения, следует вспомнить, что глава учреждения, которое координирует работу над «Моральным кодексом строителя Москвы», регулярно озвучивает мысль о том, что украинский Севастополь на самом деле исконно русский город.
Вообще, многие наши добрые намерения и законы порой невольно выскальзывают из формата этики. Но мне хочется напомнить один эпизод из жизни легендарного британского разведчика Томаса Лоуренса, более известного под именем Лоуренс Аравийский. Однажды он явился на прием в Букингемский дворец в арабском одеянии, а на недоумение короля Георга Пятого ответил: «Ваше величество, волею обстоятельств я оказался вассалом двух господ: вас и короля Фейсала. И честь велит мне вызывать недовольство того из них, кто сильнее, а не кто слабее»… Может быть и Москве следует более тщательно думать о тех, кто поражен в правах, кто беспомощен перед работодателем и ментами, кто попадает под кастеты и ножи скинхедов?
Кстати, чтобы проверить, так уж я сильно раздражаю аборигенов, я надел узбекский халат, тюбетейку и в таком наряде вышел во двор, громко распевая известную песню битлов Back in USSR. «Пел» я на таком ломанном английском, что многим он вполне мог показаться и узбекским. Но поскольку в руках у меня была бутылка водки, то мой вызывающий визит был воспринят благосклонно. А мой сосед Петрович только крякнул: «Ну, ты же русский человек, а одеваешься как чурка». И мы с ним выпили за нерушимую дружбу народов.
И вспомнили, что, допустим, в Британии тоже хватает глупых законов. Там почему-то нельзя вывешивать кровать за окном и осуществлять на ней демографический взрыв. Зато в Объединенном королевстве всем беременным дамам, даже в национальных одеждах, разрешено справлять малую нужду везде. Включая… каску полицейского.
Акрам Муртазаев
21.06.2010 года
Источник: http://www.islamnews.ru/news-24938.html