Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

28/02/2017

Русский без стерильности

 

 

Актёр Лицейского театра Игорь КОРОТАЕВ 21 февраля встретил очередной день рождения.

А на следующий день прозвучали поздравления «Без заглавных и запятых» – так актёр назвал свой творческий вечер, собравший в зрительном зале родных, близких и поклонников театра.

Треугольная абракадабра

Преданные зрители Лицейского театра знают: творческий вечер Игоря Коротаева – это всегда юмор с глубоким смыслом, оригинальный авторский текст и много импровизации. И уже не впервые актеру предлагают сделать из своего выступления полноценный спектакль. Если прошлая встреча Игоря о детстве оказалась слишком личной, чтобы сыграть больше одного раза, то тема нынешней достаточно актуальна, чтобы выйти с ней на сцену лишь однажды.

Артист считает, что «Без заглавных и запятых» – это тема современного человека, который пишет мгновенные сообщения, забывая о таких «мелочах», как правила русского языка.

DSC 1110 100– Скорость ежедневного общения стирает традицию, – говорит Игорь. – Как-то я поймал себя на необразованности, то есть неумении изложить свою мысль, сократив ее до смысла. И начал изучать проблему. Словарь Даля принес мне множество открытий. Первым в словаре попалось слово «абракадабра». Я жил с ним двадцать лет и всегда думал, что оно означает «бессмыслица». Ан нет! Оказалось, что абракадаброй назывался оберег в форме треугольника, который вешали на шею. Так я стал «вкапываться» в слова. Результат вы увидели сегодня – мой текст плюс 40% импровизации. Кстати, написав все это, я наткнулся на спектакль Евгения Гришковца «Прощание с бумагой». Оказалось, наши мысли перекликаются. Из моего материала тоже можно сделать спектакль – для этого нужно определиться с аудиторией и найти правильную форму.

Бумажная магия

…Свет погас, занавес поднялся – и зрителям явилась творческая атмосфера: разбросанные по полу листы бумаги, картонный ноутбук и печатная машинка на столе, рисунки на стенах. Кто он, хозяин этой комнаты, – поэт или художник? Он встречает нас с гитарой, в простой футболке и тапочках – он считает нас своими и готов к откровенностям. Взгляд цепляется за висящие по краям сцены плакаты с крупными «ЖЫ ШЫ» и «ОК», и вот тут-то ты понимаешь, что за этими двумя надписями и кроется главный смысл переживаний героя спектакля.

DSC 1155 100А переживаний много. Душа актера болит за то, что современный человек замусорил русский язык, что отучился писать настоящие, ручкой по бумаге, письма, перестал отправлять открытки с живыми пожеланиями.

– Я ненавижу открытки со скопированными и вставленными стишками – их всё равно никто никогда не читает, – считает Игорь Коротаев. – Но, с сожалением должен признаться, я сапожник без сапог: сам крайне редко пишу бумажные письма. Однако всё написанное бережно храню: одиннадцать лет назад, когда я только влюбился в свою жену, всё писал на бумаге, и свидетельства тех дней до сих пор лежат у меня в ящике стола. В бумаге есть что-то магическое.

Магическое философствующий артист видит и в отдельных словах – как ни парадоксально, большей частью «неправильных», нелитературных. Так, словно по мановению волшебной палочки, за словом «исть» появляется образ любимой бабушки с ее вкуснейшими блинами. А потому слово это не вызывает отторжения. Да, Игорь ратует за разумную чистоту языка, отрицая стерилизацию текста до идеальности:

– Я противник мата, в моем доме на него табу – это, если хотите, определенный вид дисциплины. Но при этом считаю, что можно до бесконечности расщеплять мир на правильное и неправильное, и иногда правильное убивает настоящее. А я – за настоящее.

Фото из архива Лицейского театра


http://omskgazzeta.ru/kultura/russkij-bez-sterilnosti