Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

12/07/2016

НИ ДНЯ БЕЗ ШТАМПА: "Зачем Володька сбрил усы"

Используется в качестве дежурной фразы-комментария к сообщениям о том, что кто-то изменил внешность или облик чего-либо.

Происхождение - комедия “Бриллиантовая рука”, разговор Горбункова с Лодыженским, который принимает его за школьного друга:

 — Простите, с кем имею честь?

— Лодыженский, Евгений Николаевич, школьный друг этого дурика! Вы не знаете, зачем Володька усы сбрил?

— Усы? Сеня, по-быстрому объясни товарищу, почему Володька сбрил усы? У нас очень мало времени, пей!

 

Если речь идет о внешности человека, то чаще всего это выражение употребляется, конечно, по отношению к тем, кого зовут Владимир (Володя). Тогда совпадение получается максимальным, и каждый второй пользователь соцсетей использует эту фразу как средство иронии, веселой ремарки. От обилия таких ремарок ирония и комический эффект теряются, экспрессия стирается, но пользователи, кажется, не обращают на это никакого внимания, и на их страницах множатся шутки про Володьку.

 

Шквал шуток подобного рода Фейсбуку пришлось выдержать в тот день, кода пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков изменил имидж и действительно сбрил усы, якобы проспорив что-то дочери (об условиях пари не сообщалось). В тот день каждый второй, если не каждый первый пост в Фейсбуке и Твиттере, посвященный обновленному Дмитрию Пескову начинался именно так: “Зачем Володька сбрил усы?!”

 

В данном случае штамп - это сама реакция, условный рефлекс пользователи: увидел человека без усов - и тут же вспомнил и написал известную с юности фразу. Своеобразный отзыв-пароль, культурный код, который объединяет многих и который из-за этого и превратился в штамп.

 

Например, когда в Интернете появилась новая афиша к британскому сериалу “Шерлок”, и Ватсон на этой афише предстал перед зрителем с огромными, закручивающимися усами, в соцсетях и блогах можно было встретить такие высказывания:

 

Зачем Володька сбрил приклеил усы?!!! (автор тут, как видим, использует зачеркивание, чтобы показать, как он обыгрывает известную всем фразу).

 

Как правило, цитату о Володьке вспоминают в связи с каким-либо событием, но бывает и по-другому: пользователь просто описывает некую ситуацию. Например, так:

“На самом деле я продолжаю недоумевать по поводу того, зачем Володька сбрил усы. Ну, в смысле, зачем в России парни бреют подмышки. Ну никто здесь, в некоторым образом цивилизованной Европе, этим не занимается, не говоря уже об Израиле и Америке!”

 

Впрочем, употребляется это выражение не только в соцсетях. В заголовках и текстах  СМИ его тоже можно встретить. Темы разные - от политики до спорта, от Владимира Путина до Леонида Федуна.

 

Журналист Игорь Яковенко в онлайновом “Ежедневном журнале” так пишет о пропаганде: «Зачем Володька сбрил усы?», — эта фраза из кинофильма «Бриллиантовая рука» постоянно в последнее время вертится на языке, при виде Владимира Соловьева, который регулярно наряжается во френч защитного цвета а-ля Сталин, а на свои концерты (да-да, он в придачу и концертирует) натягивает еще и «сталинские галифе». Из наиболее существенных внешних отличий главное – отсутствие усов”.

А вот одна из новостей израильского “9 канала”: Зачем Володька сбрил усы, а Федун ушел из "Спартака"? Громыхнуло, так громыхнуло! Леонид Федун, российский эквивалент Романа Абрамовича, 12 лет владевший народной командой, заявил, что передает полномочия и управление клуба "профессионалам".

А 1 апреля 2015 года журналисты этого же канала решили буквализировать “усатую” метафору. И сочинили такую шуточную новость: “В 2016-м мы узнаем, зачем Володька сбрил усы, если Путин проиграет королю XVI Густаву. В 2016 году президент России Владимир Путин примет вызов короля Швеции и участие в знаменитом в 90-километровом забеге Васалоппет. Карл XVI Густав предложил Путину пари: проигравший сбривает усы, которые должны быть отращены на момент старта забега”.

Рекомендация: Как ни парадоксально, но этот сетевой прием (цитата как подпись к картинке или новости, как мгновенная реакция на нее) часто выглядит более удачным в традиционных СМИ. Если же вы, увидев новость о том, что кто-то сменил имидж, очень хотите немедленно написать об усах и Володьке, остановитесь и на минуту задумайтесь, насколько свежа будет ваша шутка. Есть очень большая вероятность того, что до вас эту новость и картинку с помощью точно такой же цитаты прокомментировали примерно сто раз. Может, не стоит?