Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

13/08/2014

ПОП-МЕМЫ: НЕСКОЛЬКО ПЕСЕННЫХ СТРОЧЕК, СТАВШИХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СТРОЧКАМИ

«Атас! Эй, веселей, рабочий класс!»
 

В 1979 году по советскому телевидению был впервые показан четырехсерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», повествующий о том, как в конце 40-х московская милиция борется с криминальной бандой «Черная кошка»; главную роль оперативника Глеба Жеглова сыграл Владимир Высоцкий. Фильм стал поистине культовым, разошелся на цитаты, а в 1990 году одним из первых хитов недавно образованной группы «Любэ» стала песня «Атас!», начинавшаяся со строчек «Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря; Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловят банду и главаря». Имидж «Любэ» – это своего рода «простые парни»: внешне грубоватые и даже брутальные, но по сути справедливые и надежные. В языке «Атас!» – это сленговое междометие, предупреждающее об опасности, а мемом стал бодрый припев: «Атас! Так веселей, рабочий класс! Танцуйте, мальчики, любите девочек…»

 

«Нас не догонят!»
 

В 1999 году был образован дуэт «Тату», название которого, являющееся сокращением слова «татуировка», могло прочитываться также и как сочетание двух местоимений: «Та – ту» с подразумеваемым смыслом «Та любит ту». Дело в том, что юные участницы дуэта использовали лесбийский имидж, и главным «нервным узлом» их первых песен было противопоставление своей нетрадиционной ориентации консервативной общественной морали. Первым хитом «Тату» стала песня «Я сошла с ума», а вторым – «Нас не догонят» (что метафорически означало «Нам не могут запретить делать то, что мы хотим»). Пятнадцать лет спустя метафорическое значение было практически забыто, и уже в прямом значении («Мы пробежим быстрее всех и станем первыми») ремикс на эту песню стал лейтмотивом церемонии открытия зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.

 

«Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже»

А в 2001 году мужской дуэт «Руки вверх!» записал песню, исполняемую от лица молодой девушки, которая призывает своего парня: «Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде – восемнадцать мне уже». Этот припев стал объектом яростной критики – однако вовсе не потому, что здесь усматривалось некое посягательство на нравственные принципы; напротив, именно «восемнадцать» является тем самым «взрослым» возрастом, когда девушка получает право вполне легально распоряжаться своей частной жизнью. А дело здесь было скорее в не вполне пристойном звучании текста: слово «уже» в конце фразы абсолютно не подходит в качестве фонетической рифмы, а вот просится на это место идеально рифмующееся с «везде» нецензурное обозначение женского полового органа – и именно в силу такой двусмысленности строчка стала исключительно популярной.

 

«Шоколадный заяц»
 

В 2003 году уроженец Камеруна (в то время студент факультета журналистики МГУ) Пьер Нарцисс принял участие во втором выпуске нового телевизионного шоу «Фабрика звезд». И хотя призового места он не занял, но тем не менее покорил всех игривой песенкой, в которой иронически обыгрывался темный цвет его кожи: «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец, я сладкий на все сто. Я шоколадный заяц и, губ твоих касаясь, я таю так легко». Этот припев взяли на вооружение и «светлокожие» молодые россияне: в процессе эротического ухаживания вполне уместным было шепнуть на ухо: «Я шоколадный заяц» – и перед таким «ласковым мерзавцем» девушка не могла устоять.


«Бухгалтер, милый мой бухгалтер»

В 1991 году женская группа «Комбинация» записала песню «Бухгалтер» с таким припевом: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер, вот он какой – такой простой. Бухгалтер, милый мой бухгалтер, а счастье будет, если есть в душе покой». В то время мужчина-бухгалтер воспринимался скорее как символ профессионального неудачника, и идея песни была такова: пусть он человек маленький, но зато свой, родной. Однако вскоре именно бывшие бухгалтеры стали новыми капиталистами-финансистами, и песня неожиданно приобрела новые смысловые оттенки.

 

«Ах, боже, какой мужчина!»
 

Еще одним мемом из условной серии «Женские мечты» стала строчка из песни Аллы Пугачевой: «Ах, какой был мужчина – настоящий полковник!» (причем в данном случае мем как таковой абсолютно оторвался от содержания песни, в которой рассказывалась печальная история об импозантном мошеннике, выдававшем себя за полковника). А в наши дни эту тематическую эстафету подхватила строчка из хита певицы Натали: «О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына, и я хочу от тебя дочку, и точка, и точка».

 

«Погода в доме»
 

А для тех, кто обрел семейное благополучие и ценит жизненную стабильность, своего рода «гимном» давно стал припев песни Ларисы Долиной «Погода в доме»: «Главней всего погода в доме, а все другое суета. Есть я и ты, а все, что кроме, легко уладить с помощью зонта». Успех этого текста, видимо, кроется в том, что для россиян именно погода является предметом повышенного интереса и самой востребованной информационной темой в сводках новостей; здесь же метафорический смысл этого слова удваивает эмоциональный эффект, и живущие в гармонии супруги с пониманием говорят друг другу: «Важней всего погода в доме».


«Мои мысли – мои скакуны»
 

И последняя в этой подборке строчка – не о чувствах, а о мыслях. Песня Олега Газманова «Эскадрон», несмотря на «военизированное» название, повествует о другом: «Мои мысли – мои скакуны: словно искры, зажгут эту ночь. Обгоняет безумие ветров хмельных эскадрон моих мыслей шальных». Впрочем, текст здесь входит в некоторое противоречие с визуальным рядом, где скачут вовсе не мысли, а исполнитель: Газманов обычно исполняет эту песню в накинутой на плечи шинели, а между куплетами сбрасывает ее на сцену, делает сальто назад и садится на шпагат. Соответственно, и мем «Мои мысли – мои скакуны» используется скорее иронически: когда есть намерение сказать что-то важное, но не удается адекватно облечь это в слова, говорящий может шутливо оправдаться: «Мои мысли – мои скакуны».

Алексей Михеев

Англиская версия (с музыкальными иллюстрациями): http://rbth.com/blogs/2014/08/01/pop_memes_verses_that_became_more_than_just_lines_38683.html