Хотя их мозг ещё только формируется, дети, рождённые за три месяца до срока, уже способны различать слоги во многом так же, как это делают взрослые.
Доношенные младенцы (то есть рождённые после 37 недель беременности) демонстрируют замечательные лингвистические способности вскоре после появления на свет: они узнают голос матери, различают два языка, услышанных до рождения, и запоминают то, что им читали, когда они находились в материнской утробе.
Каким образом у детей развиваются подобные способности? «С чем человек рождается и что приобретает уже после рождения — вот в чём вопрос», — уточняет нейробиолог Фабрис Валлуа из Пикардийского университета им. Жюля Верна (Франция).
Очевидно, что для ответа нужно изучить процессы в нейронах плода, но столь же очевидно, что сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому исследователи обратились к младенцам, появившимся на свет преждевременно. В тот момент — за два–три месяца до полного срока — нейроны всё ещё движутся к месту назначения, формируя первые связи между верхними участками мозга; только что установлено соединение внутреннего уха и коры.
Учёные проигрывали едва родившимся и спящим в инкубаторе детям запись мягкого голоса, а деятельность мозга проверялась посредством неинвазивного метода — функциональной ближней ИК-спектроскопии. Исследователи искали признаки удивления, подобные тому, которые, например, демонстрирует мозг, услышав смесь женских и мужских голосов после длительного прослушивания только женской речи.
Оказалось, что младенцы способны различать мужские и женские голоса, а также слоги вроде «га» и «ба», что требует ещё более быстрой обработки сигнала. Причём для этого использовались те же части коры, с помощью которых взрослые понимают более сложные аспекты речи и языка.
Можно говорить о том, что лингвистические связи внутри коры формируются до рождения, а не приобретаются после него в ответ на многократное звуковое воздействие. Иными словами, по крайней мере отчасти способность обрабатывать звуки является врождённой. Открываются новые перспективы ухода за недоношенными детьми и детьми с повреждениями мозга.
Это первый пример подобного различения согласных у новорождённых, что свидетельствует о более сложном мозге, чем предполагалось. Но, быть может, серия процессов, приводящая к такому распознаванию речи, запускается в момент рождения? Насколько уже появившийся на свет недоношенный ребёнок отличается от плода того же возраста?
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам Nature News.
26 февраля 2013 года, 09:59 | Текст: Дмитрий Целиков