13–16 апреля 2016 года в рамках III Московского международного салона образования (ММСО – 2016) пройдет Международный научный симпозиум «РУССКАЯ ГРАММАТИКА 4.0», который будет приурочен к празднованию 50-летнего юбилея Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В работе симпозиума примут участие более 300 специалистов в области лингвистики, методики и практики преподавания русского языка как иностранного из России, СНГ и дальнего зарубежья.
Предполагается работа по следующим направлениям:
1. Личностно-ориентированная парадигма русистики:
-
фонетика, графика и орфография языка пишущего;
-
фонетика, лексика и грамматика языка говорящего;
-
язык слушающего: герменевтика и проблемы понимания;
-
идиостилистика языка говорящего и пишущего;
-
языковая личность и параметры её изучения;
-
лингвистическое портретирование;
-
виртуальная языковая личность.
2. Проблемы русистики в динамике взаимодействия
-
формально-структурное описание русского языка: систематика и взаимодействие единиц фонетического, лексического, грамматического, текстового уровней;
-
грамматика «смысл ↔ текст» и «текст ↔ смысл» на современном этапе;
-
семантическая грамматика;
-
лексикон русского языка в соотношении с грамматикой: лексико-грамматическое взаимодействие (лексика в грамматике и грамматика в лексике);
-
лексикографическое описание русского языка;
-
полевая грамматика русского языка;
-
стилистика русского языка и динамика нормы;
-
лингвистика текста, дискурса, нарратива;
-
поликодовая коммуникация и новые гибридные формы текста (креолизованные, конвергентные, дисплейные тексты, кибертекст).
3. Исследование памятников и вопросы периодизации русского языка
-
историческая грамматика русского языка;
-
история русского литературного языка;
-
текстологический анализ памятников русского языка;
-
грамматическая семантика русского языка на разных этапах его существования;
-
грамматические категории древнерусского языка;
-
идиостиль памятников русского языка.
4. Новая парадигма русистики:
-
коммуникативное и функциональное описание русского языка: традиции и нова-ции;
-
когнитивное описание русского языка и его когнитивная грамматика;
-
корпусная лингвистика в описании русского языка: новое качество;
-
ассоциативная грамматика русского языка;
-
язык внутренней речи и его единицы;
-
русский язык в Интернете, вымышленные языки Рунета;
-
языковая личность ребенка (онтолингвистика);
-
русский язык в специальных целях.
5. Прагматика русского языка
-
грамматические аспекты прагматики русского языка;
-
лексические аспекты прагматики русского языка;
-
паралингвистика и речевой этикет;
-
прагматика русского языка в аспекте его преподавания.
6. Методика преподавания русского языка как иностранного и неродного: новая парадигма
-
преподавание русского языка в электронных обучающих средах;
-
современные технологии обучения иностранным языкам;
-
диалог культур в обучении РКИ: теория и практика страноведения и лингвострановедения;
-
практические грамматики, учебники и учебные пособия русского языка для иностранцев: новое поколение;
-
вторичная языковая личность: лексикон, грамматикон, прагматикон, когнитивные установки.
7. Русский язык и межкультурная коммуникация
-
терминологический лексикон и общая методология кросс-культурных исследований;
-
русский язык в полиэтнической среде: особенности функционирования;
-
русский язык детей-билингвов;
-
образы «своего» и «другого» в разных лингвокультурах: авто- и этностереотипы;
-
русская лингвокультура в сравнении с другими лингвокультурами:
-
неполная культурная переводимость лексических единиц;
-
особенности речевого этикета;
-
особенности речевых жанров;
-
особенности невербальной коммуникации;
-
особенности гендерной стратификации.
Контакты: Е.В. Чистова (отдел координации научных проектов и аспирантуры), evchistova@pushkin.institute, тел. +7 (495)330-8529, +7 (916) 764-26-71.
-