На очередной встрече «Набор слов» разберем по косточкам классическую литературу.
«Московские новости» продолжают цикл публичных интервью «Набор слов — разговоры о языке». 31 октября на нашей очередной встрече поговорим о том, почему современным школьникам так трудно учить стихотворения классиков и как объяснять непонятные слова в стихах Пушкина и Лермонтова.
«Ямщик сидит на облучке», «в салазки Жучку посадив», «инда плакал царь Дадон» — странно сейчас читать эти строки детям или, тем более, заставлять учить их наизусть, делая вид, что не замечаешь незнакомых слов. Недавно журналист «МН» Иоланта Качаева написала колонку «Унылая пора» - о том, что чтение классики для многих современных школьников и их родителей превратилось в пытку: на автомате, без объяснений стихи не запоминаются или запоминаются с огромным трудом.
Чтобы убедиться в том, что классические произведения вовсе не так понятны, как кажется, достаточно начать читать маленькому ребенку хотя бы «Сказку о царе Салтане». Спотыкаться о малопонятные слова будешь на каждом шагу: что такое пряли? что значит «кабы» и почему мы не употребляем это слово сейчас вместо «если», какой-такой «крещеный мир», как выглядит «светлица» и почему государевой жене «завидуют онЕ», а не «они».
Во-первых, не всякий родитель с ходу скажет, что означает, например, слово «инда» — тут еще подготовка нужна. Во-вторых, рискуешь столкнуться с тем, что объяснения по объему перевесят произведения: ведь порой надо не просто объяснить значение, но и показать картинку.
Объяснение непонятных слов можно даже вставлять в театральные постановки, как это сделали, например, в школе «Класс-центр» в спектакле «От Балды» по мотивам пушкинской сказки. Ведь без объяснений современные школьники и правда могут не понять, почему у попа «толоконный лоб» и что за «полбу» собирался есть Балда.
На встрече «Набор слов» «Московские новости» предлагают поговорить о том, как преподают классику на школьных уроках литературы, зачем детям все эти знания, а также детально разобрать несколько самых известных стихотворений. (Если уже вы представили, как читаете ребенку Пушкина с ноутбуком в руках, параллельно переключая слайды презентации, то, как это ни смешно, недалеко ушли от истины).
Объяснение непонятных слов можно даже вставлять в театральные постановки, как это сделали, например, в школе «Класс-центр» в спектакле «От Балды» по мотивам пушкинской сказки. Ведь без объяснений современные школьники и правда могут не понять, почему у попа «толоконный лоб» и что за «полбу» собирался есть Балда.
Гостями встречи станут:
• Сергей Казарновский, директор и основатель школы №686 «Класс-Центр»
• Антон Скулачев, учитель литературы гимназии № 1514.
Приходите!
Место проведения: пресс-центр РИА Новости, Зубовский б-р, д. 4, Дальний зал. (м. «Парк Культуры»)
Дата и время проведения: 31 октября 19.30–21.30.
Организатор лекции: издание «Московские новости».
Вход свободный.
Для участия, пожалуйста, зарегистрируйтесь в онлайн-форме
Контакты организаторов: 8(968)766-06-46— Наталья Коныгина.
24 октября
http://www.mn.ru/society_edu/20131024/360817428.html