Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

30/07/2013

Депутаты поборются с матом в сети с помощью фильтров

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1112005

Исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернет Матвей Алексеев сам попросился участвовать в «круглом столе» о мерах по защите Сети от мата, которое прошло под руководством Елены Мизулиной, главы комитета по делам семьи, женщин и детей во вторник. Г-н Алексеев заявил, что зачистить мат в Интернете невозможно, так как эта сфера «трансгранична априори».

Он заявил, что неоднократно пытался призвать депутатов и сенаторов сесть и проработать вместе техническую составляющую вопроса фильтрации нецензурной брани в Сети, однако не нашел у парламентариев поддержки. Г-н Алексеев также сказал, что вел переписку от имени Фонда с министром образования Дмитрием Ливановым, предлагая создать факультеты для разъяснения устройства интернета.

Сам будучи хирургом по образованию, г-н Алексеев приводит медицинский пример: «нельзя ведь проводить операцию, не зная, как устроен организм, так и в Сети, как можно бороться с матом, если не понимать ее строение. Даже если просто взять Google и Facebook, количество сервисов там зашкаливает», - заявил он РБК daily.

Взбодрило участников заседания и то, что г-н Алексеев попросил поднять руку тех, кто ни разу не употреблял матерное слово. В зале началось хихикание и под шумок подняли руки почти все, кроме Елены Мизулиной и Алексея Митрофанова, главы думского комитета по информационным технологиям.

Сенатор Руслан Гаттаров назвал его слова о невозможности отрезать мат от Интернета старой отмазкой, мол, не лезьте, убьет. «Лезем и будем лезть», - перефразировал он известный слоган нападающего сборной России Александра Кержакова, подразумевая, что стремиться к контролю над нецензурной лексикой обязательно нужно.

Ольга Баталина, первый зам главы комитета по делам семьи, женщин и детей, в свою очередь, поддержала идею Алексеева о том, что в Сеть нужно выкладывать фильтры, которые родители смогут устанавливать на домашний компьютер для защиты своих детей. «Согласна, нужна популяризация имеющихся сервисов, так как сама не смогла бы, например, установить такие фильтры на свой компьютер, а продвижение технологий станет хорошей помощью широкому кругу пользователей. Мы готовы продвигать такие инструменты внутри регионов и привлекать внимание сообщества», - заявила она.

Основная же идея самой Баталиной состоит в том, что раз уж есть ограничения на мат в реальной жизни, то они должны быть зеркальны и в виртуальной. «Можем ли мы повторить содержание твиттера в глаза другому человеку в реальности? Нет», - привела пример депутат. - «Тогда давайте создадим общие правила. Что является клеветой в обычной жизни, то - клевета и в интернете. Это прямой и справедливый подход».

Замглавы федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Максим Ксензов напомнил, что меры по ограничению мата в течение нескольких месяцев уже применяются по закону об ответственности за нецензурную брань в СМИ, принятому в апреле. По его словам в настоящее время в постоянном мониторинге у ведомства находятся шесть тысяч СМИ.

Предварительные выводы наблюдений ведомства таковы: в основных изданиях мата нет, нецензурная брань присутствует, в основном, в сетевых изданиях и комментариях блоггеров. Г-н Ксендзов также заявил, что имеются 22 решения о вынесении предупреждения СМИ и 176 обращений по статье 42 закона о СМИ, который касаются комментариев читателей. Чаще всего комментарии с нецензурной бранью просто убираются владельцами СМИ.

Г-жа Мизулина в качестве одного из вариантов фильтрации предложила метод, о котором на днях заявил Дэвид Камерон, премьер-министр Великобритании. Он предусматривает автоматическую установку фильтра на сайтах, с предоставлением возможности регулировать параметры отсева через пользовательское соглашение.

Генеральный директор «ЗАО Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов громогласно обрушился на идею любых фильтров. Применение ограничений, по его словам, столкнется с миллиардами страниц в Интернете, при этом если хотя бы одну букву в бранном слове заменить латиницей, фильтры его уже не вычислят.

Кроме того, неясен статус пользователя контента. «По соглашениям всех сетей вы не имеете на публикуемый вами контент никакого права. Но как только выявляются нарушения, владельцы сразу кивают на пользователя», - говорит г-н Ашманов. Он даже привел свое наблюдение о том, что в законодательстве нет понятия «поисковик», и, более того, представители Яндекса и Google в кулуарах говорят о том, что очень не хотят, чтобы такое понятие когда-либо появилось. Также Ашманов заявил, что вся работа с фильтрами и запретом мата в Интернете - не что иное, как тренировка перед использованием таких же ограничений в политических интересах.

С этим согласен политолог Алексей Макаркин. «Берется нравственная тема, все люди одобряют необходимость защиты от мата или с распространением детского порно, хотя одновременно при подготовке мер борьбы с таким нарушениями, идет речь о проработке и политической составляющей. При том, что власть у нас контролирует парламент, распространить эти мероприятия на политику возможно в любое время», - заявил РБК daily г-н Макаркин.

Предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии на "круглом столе", будут представлены осенью на парламентских слушаниях. Пока же решения о разработке законопроекта о блокировании сайтов за использование нецензурной лексики не принято.

Светлана Макунина

30.07.2013

http://rbcdaily.ru/society/562949988293902