22 июня на Страстном бульваре в Москве был открыт памятник выдающемуся русскому поэту Александру Твардовскому. Сам факт установки монумента у нормального человека претензий не вызовет: автор бессмертной поэмы «Василий Тёркин», главред знаменитого (в его время) литературного журнала давно заслужил такого рода увековечивание не только на «малой родине», но и в столице. Ничуть не меньше, например, Высоцкого, чьё изваяние замыкает тот же бульвар с другого конца. Думается, не возражал бы и великий Рахманинов – памятник композитору расположен как раз между двумя многопудовыми поэтами. Не берусь обсуждать здесь художественные достоинства произведения скульпторов В.А. и Д.В. Суровцевых. В наше ползуче-извивающееся, подобно Гельману, время хорошо уже и то, что Твардовский получился у них похожим. Итак, обойдём плотную фигуру поэта и обратим взгляды к его подножью.
Прекрасен пьедестал знаменитого опекушинского памятника Пушкину, стоящего неподалёку: боковые и задняя его стороны несут на себе строки пушкинского «Памятника». Под стать ему на боках рассматриваемого нами пьедестала начертаны строки Твардовского. Но вот что выбито сзади (и выкрашено, между прочим, в пафосное золото):
Памятник установлен в 2013 году по решению Правительства Российской Федерации и Мэра Москвы и при участии Министерсва культуры Российской Федерации.
Да-да, именно так: министерсва. Как тут не вспомнить надгробие на могиле Александра Сумарокова, установленное в некрополе Донского монастыря в 1951-м году: «поэт и драмотург».
Эх ты, безграмотность расейская!
Однако то, что выбито ещё ниже, безграмотностью или торопливостью не объяснишь.
Дар
Международного общественного фонда «Российский фонд мира»
городу Москве
Сооружён на средства
мецената Алишера Усманова
Благотворительного фонда
«Искусство, наука и спорт»
Фестиваль Искусств «Черешневый Лес».
Так чей же это всё-таки дар – общественного фонда или олигарха Усманова? И разве олигархи у нас меценатствуют «по решению Правительства Российской Федерации и Мэра Москвы» и при участии Минкульта? И собственно, почему они, олигархи, принуждены раскошеливаться, разве у государства, которому все мы платим налоги, нет уже средств, чтобы обойтись в таком важном случае без чьего-то частного капитала? И вообще, с какого, извините, перепоя вырос здесь этот «Черешневый Лес»?..
Ещё один вопрос хочется задать кому-нибудь конкретно: а не слишком ли, братушки, это жирно – выбивать на постаментах имена дарителей и меценатов, не имеющих, вроде бы, никакого отношения к Александру Трифоновичу Твардовскому? Или скромность нынче – удел бедных серых масс?
Кстати, на Гоголевском бульваре уже стоит один такой памятничек – Н.В. Гоголю, с идиотской надписью: «от Правительства СССР». Теперь вот мы получили второй. Но задумаемся: где правительство СССР, а где – Н.В. Гоголь? То-то же. Так что и к всенародному Твардовскому прилепиться без позора ни у кого не выйдет. Господа-товарищи!..
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ
"Литературная Россия №26. 28.06.2013







