Поводом для увольнения сотрудников госструктур в Эстонии стали не профессиональные недостатки, а уровень знания государственного языка, рассказал депутат эстонского парламента Михаил Стальнухин
Городское управление Нарвы обязало уволить директоров четырех местных школ из-за того, что они недостаточно хорошо владеют государственным языком. Власти города попытались оспорить это решение, однако безрезультатно. Суд высшей инстанции отказался рассматривать жалобу, и теперь директорам не остается ничего, кроме как уйти из школы.
Можно ли предотвратить увольнение директоров эстонских школ, говорящих по-русски, "Голосу России" рассказал депутат эстонского парламента Михаил Стальнухин.
--------------------------------------------------------------------------------
- Это первый случай увольнения после принятия поправок в закон о государственном языке, учитывая, что Нарва является преимущественно русскоязычным городом?
- В Нарве - первый, касающийся директоров. Касательно учителей - такие случаи уже бывали в Эстонии.
- Как вы расцениваете эту ситуацию? Что происходит? Языковая инспекция выступает в роли карательного органа?
- У нас ее называют "языковой инквизицией". Дело в том, что с чисто профессиональной точки зрения у города претензий к этим четырем людям нет, государственную программу учреждения выполняют.
Проблема в том, что закон есть закон, и зарплату директора получают из государственного бюджета. Поэтому государство может сократить финансирование на размер их зарплат. Также может получить штраф мэр города, если он не выполнит это распоряжение.
Что касается дальнейших шагов, у нас такие вопросы решаются коллегиально. В ближайшее время соберется коалиция Нарвского городского собрания, где и будет обсуждаться этот вопрос.
- А дети тоже хорошо знают эстонский язык? Как ведется преподавание в частных гимназиях?
- Если говорить о Нарве, в городе 96 процентов населения - не эстонцы, здесь основным языком общения является русский.
Да, действительно, выпускники основной школы в прошлом учебном году сдавали экзамен по эстонскому, средний балл был 47 вместо положенных 60. Так что уровень преподавания остается крайне низким.
Я сам по образованию филолог эстонского языка, автор нескольких учебников, словарей. Я вижу, что происходит в этой сфере: государство не предпринимает каких-то принципиальных шагов с тем, чтобы улучшить уровень преподавания эстонского языка в школах, результативность. Вместо этого используются полицейские меры.
- Это касается всех учебных заведений, или есть исключения, школы, где можно преподавать на русском языке?
- Нет, исключений после последних поправок нет. Город Нарва ходатайствовал перед правительством о том, чтобы в шести гимназиях был оставлен языком преподавания русский язык. Правительство тянуло с ответом почти год. За это время были приняты все изменения в законы, которые не позволяют такому осуществиться. Так что это общая практика.
- В 2009 году более 100 сотрудников местной мэрии по результатам проверки, которую проводила Языковая инспекция, были отправлены на экзамен по эстонскому языку, но места своего почему-то не лишились. Вы помните такую историю?
- Да, такие истории встречаются на каждом шагу. Это специфика отдельных учреждений. Многое зависит от того, кто платит зарплату.
Например, полиции платит зарплату государство - в одной из префектур несколько месяцев было более сотни вакансий, потому что не могли найти на должности полицейских людей, которые бы владели эстонским языком.
Есть специалисты, отличные полицейские, бравые служаки, именно те, кто нужен для охраны порядка, но их увольняют, не принимают на работу. И все из-за знания языка. Так что все зависит от того, кто платит зарплату.
http://rus.ruvr.ru/2013_05_29/JEstonskie-vlasti-privlekajut-jazikovuju-inkviziciju-8204/
© Flickr.com/LHOON/cc-by-sa 3.0