Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

25/02/2013

Города и улицы: как менялись их имена?

О тяге к переименованиям поговорим на втором публичном интервью проекта «Набор слов».

Если составить топ-3 самых обсуждаемых в СМИ лингвистических тем, то выглядеть он будет, пожалуй, так:

1) борьба с матом;

2) новые словари и «новые» нормы;

3) переименования.

Темы эти все время меняются местами. То на первый план выходит крестовый поход против нецензурной лексики, то ему на смену приходит вопрос о смене пола «кофе». Сейчас же первое место, думаю, можно без всяких сомнений присудить теме переименований. В первую очередь, конечно, речь о Волгограде, который с легкой руки депутатов гордумы приобрел мерцающую идентичность – на  несколько дней в году он будет превращаться в Сталинград. После этого последовали предложения переименовать город окончательно, возражения – мол, как же «оскорбление чувств репрессированных», наконец, идеи остановиться на мирном варианте – названии Царицын.

Дискуссия эта тянется, то разгораясь, то затухая, последние несколько лет. В основном, вопросы о переименованиях связаны с советским наследием. Не так давно, например, звучало предложение избавиться от Ленинского проспекта и сделать его проспектом Высоцкого.

Известный топонимист, профессор Михаил Горбаневский говорит: «Люди не хотят жить в музее советской эпохи. В том музее, где за потемкинскими деревнями ленинского, сталинского, брежневского, горбачевского и нынешнего времени скрыты настоящие памятники. Люди помнят, что история России началась не в 1917 году. Что же тут удивительного?»

Горбаневский вспоминает, как 20 лет назад советовал не торопиться с политически мотивированным восстановлением исторических названий. Когда в Петербурге провели референдум с вопросом, надо ли переименовать Ленинград в Санкт-Петербург, по официальным данным, «за» было только 52% горожан. А сейчас ситуация другая: питерцы сами инициируют возвращение исторических названий 40 с лишним улиц.

Впрочем, конфликты интересов возникают вокруг названий городов и улиц не только по политическим мотивам. Так, совсем недавно открытая станция метро «Алмаатинская» вызвала недовольство местных жителей. Район называется Братеево, так почему бы и станцию не назвать так же просто для удобства? В результате – еще один вклад в так называемую квестовую московскую топонимику, в которой порой трудно найти логику.

Кроме того, слушателей ждет небольшой конкурс на знание исторических названий московских топонимов.
 
Беседуют: Ян Рачинский, автор Полного словаря названий московских улиц, историк, сопредседатель Московского общества «Мемориал» и Ксения Туркова, кандидат филологических наук, автор проекта «Русский язык» в «МН»

Место проведения: магазин Respublica University в ТЦ Tsvetnoy Central Market (Цветной бульвар, д. 15,стр.1, первый этаж).

Дата и время проведения: 27 февраля, 19:30 — 21:30.

Организатор лекции: издание «Московские новости»

Вход свободный.

Для участия, пожалуйста, зарегистрируйтесь в онлайн-анкете.

Контакты организаторов: 8(968)766-07-29, D.Melissina@mn.ru — Дарья Мелиссина

13 февраля 10:30  |

Постоянный адрес статьи: http://mn.ru/society_edu/20130213/336981487.html..


© 2010-2011 ФГУП РИА Новости и НП ИД Время