Эстонский парламент уже готовит поправки к закону о частных школах, запрещающие преподавание на языках национальных меньшинств, и запрет преподавания на русском языке в основной школе - лишь вопрос времени, полагает ответственный секретарь некоммерческого объединения "Русская школа Эстонии" Алиса Блинцова
Власти Эстонии пытаются ликвидировать в частных школах преподавание на языках национальных меньшинств. Парламент намерен приступить к подготовке соответствующих поправок в закон.
Какие последствия повлечет запрет преподавания на русском языке, "Голосу России" рассказала ответственный секретарь некоммерческого объединения "Русская школа Эстонии" Алиса Блинцова.
- В этом законе речь идет только о частных школах, то есть государственные трогать не будут?
- Хочу обратить внимание на то, что законы Эстонской Республики пока позволяют как государственное, так и частное обучение на родных языках.
- Какое число детей окажется под влиянием этого закона? Как на запрет реагируют родители?
- В данном случае мы говорим о 30 процентах населения Эстонии, здесь русскоговорящих - 30 процентов. Родители очень сильно озабочены, обстановка в стране очень нервозная. Сначала нас пытались вывести из государственного обучения, а после того, как увидели большое сопротивление, взялись за закон о частных школах. Причем закон о частных школах существовал в неизменном виде 14 лет.
- Получается, если закон будет принят, то многие ученики столкнутся с его действием где-то в процессе обучения, он не коснется, например, только начальных классов.
Как это скажется на дальнейшем процессе обучения, поступлении в вуз, вообще на дальнейшей жизни человека, если ему половину школьной программы придется проходить на эстонском языке, к чему он не привык?
- Все немножко не так. Сейчас в Эстонии действуют как государственные, так и частные школы на русском языке. И с этого года был принят закон о том, чтобы преподавание в гимназиях велось на эстонском языке, больше 60 процентов предметов изучалось на эстонском языке.
Пока речь не идет об основной школе, но это только вопрос времени. То, что парламент уже принял решение о частных школах, связано с тем, что городские власти Таллина не хотели напрямую конфликтовать с правительством и пытались вывести вопрос об обучении на родном языке из государственной юрисдикции в юрисдикцию закона о частных школах.
Как мы видим, это не получилось, потому что парламент не хочет давать возможность обучаться на родном языке не только в государственных школах, но также и в частных школах.
А людям, которые учатся в гимназиях, с этого года приходится переходить на эстонский язык обучения. Как это скажется на качестве, можно только гадать. Я не думаю, что это будет полезно для детей.
- Совет русских школ Эстонии предложил отменить этот закон. Каковы успехи? Удастся ли как-то докричаться до депутатов парламента Эстонии?
- Как показывает практика, докричаться до них в принципе невозможно. До них можно достучаться только через какие-то мировые организации, через ОБСЕ, через Совет Европы, может быть, Россию мы можем попросить повлиять на наших политиков, которые находятся сейчас у власти.
Министерство образования рассматривает понятие демократии через свою призму, они говорят нам: "Демократия - это когда у вас есть возможность высказать то, что вы думаете, но мы не обязаны к вам прислушиваться". Нам, конечно же, нужны рычаги, чтобы каким-то образом повлиять на наших политиков, которые находятся у власти.
- Судя по всему, таких рычагов немного, и приходится мириться с обстановкой?
- Мириться мы, конечно, не собираемся. Мы ищем рычаги и пытаемся давить со всех сторон.
Николай Семенов
18.09.2012, 14:11
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/88579290.html
© Flickr.com/Jaako/cc-by-nc