Если вы думаете, что российская комедия умерла вместе с распадом СССР и лежит, погребенная под невыносимой пошлятиной от «Камеди Клаб», то вы, в общем-то, не далеки от истины. Однако режиссеру Дуне Смирновой удалось вырастить на выжженной почве прекрасно пахнущую кинематографическую незабудку: в своей новой, качественной и действительно смешной комедии под названием «Кококо» госпожа Смирнова в очередной раз решила поразмышлять о социальном неравенстве, и у нее получилось... зажигательно. Народ и интеллигенция давно разговаривают друг с другом на птичьем языке – а режиссеру удалось составить для него целый карманный словарь.
«Кококо» - это искажение от «рококо» - «удачное» изобретение уральской пришелицы Вики, героини Яны Трояновой. За время течения картины ей предстоит еще многое не понять, многое упростить и многое попортить, в том числе и кровь главной героини Елизаветы, которую сыграла очаровательная Анна Михалкова.
Вика сваливается на голову Лизы, как снег, и больно вцепляется в волосы, выводя на поверхность ее жизненную несостоятельность и демонстрируя собственные беспардонность и безвкусие. У Лизы – лишние килограммы, похожая на сарай, захламленная донельзя квартира, бывший муж с комплексом незавершенных отношений, письма в поддержку Ходорковского и при этом сильный, крепкий ум и огромный словарный запас; у Вики – жуткий уральский говор, живущая отдельно 16-летняя дочь и тысяча мини-юбок в гардеробе. В какой-то момент чисто антропологический интерес ученой дамы к уральскому полупримату перерастает в нечто большее: медленно, по капле Екатеринбург захватывает Питер своим сермяжным обаянием и начинает подлечивать от излишнего прекраснодушия. Героини постоянно натыкаются на свою разность, но постепенно появляется ощущение, что, еще чуть-чуть, и они придут к сумме.
Фильм не дает прямого ответа на вопрос о возможной дружбе между интеллигенцией и народом, но у зрителя складывается ощущение, что все же он будет отрицательным. Вика не способна стать настоящим близкодуховным собеседником для изощренного, переполненного справочной информацией ума Елизаветы: все, что у нее получается хорошо – это работать на более зрелую личность. Не случайно она с первых минут фильма перехватывает инициативу у ленивой домработницы Елизаветы и с тех пор почти не выпускает из рук тряпки и сковородки, пытаясь сделать жизнь любимой помещицы легкой и приятной. Это тот вид заботы, который ей понятен, поскольку его результаты лежат на поверхности и достигают только тела; при этом Вика умудряется демонстрировать абсолютную духовную тупость и полное непонимание внутренней жизни своей «подруги». До появления «Кококо» на больших экранах искусство знало только о неравном браке, Дуня Смирнова же, по сути, выводит новую формулу – формулу неравной дружбы.
Несмотря на серьезный и даже печальный посыл этого фильма, режиссеру удалось наполнить картину юмором высокого качества, благодаря которому многие надорвут животики. При этом «Кококо» остается фильмом на любителя, предназначенным для зрителя с постоянным стремлением к «самоковырянию». После просмотра остается множество поводов для размышления, не использовать которые было бы глупо, и твердая уверенность, что основы социальной жизни, замешенные на классовом и интеллектуальном неравенстве, никогда не изменятся.
Автор: Екатерина СМИРНОВА
Апельсин.ру