Каковы позиции русского языка в бывших советских республиках, почему вопрос о языке имеет яркую политическую окраску и как Россия может упрочить свои позиции в лингвистической сфере, рассказала заведующая отделом диаспор и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева.
Гость в студии "Голоса России" - Александра Викторовна Докучаева, заведующая отделом диаспор и миграции Института стран СНГ.
Интервью ведет Петр Журавлев.
--------------------------------------------------------------------------------
Журавлев: Президент Украины Виктор Янукович подписал закон об основах государственной языковой политики. Русский язык получит статус регионального там, где его считают родным хотя бы 10 процентов населения.
Группа молдавских депутатов предлагает повысить статус русского языка ради его более активного использования в общественной жизни. В Киргизии русский язык остается в обязательной школьной программе, но постепенно теряет свои позиции, как говорят местные эксперты.
Что же на самом деле происходит с великим и могучим на постсоветском пространстве? Эту тему я рассчитываю обсудить с гостем, заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александрой Докучаевой.
Прежде всего, конечно, украинская ситуация. Практически все местные политологи, какому бы лагерю они ни симпатизировали, сказали: "Ну вот, началась предвыборная кампания - всплыл вопрос о языке". Причем этот повод снова поговорить о языке использовали сполна и партия власти - Партия регионов, и оппозиция. Можно ли считать то, что произошло, промежуточным финишем?
Докучаева: Это можно считать не промежуточным финишем, а этапом восстановления прав русского языка на территории Украины, по моему убеждению, поскольку русский язык, во-первых, является родным языком русского населения, это язык жизни и общения почти половины украинцев, тех, кто относит себя к украинцам. Русский имеет право на полноценное функционирование на территории Украины.
Принятый закон находится в полном соответствии с Европейской хартией региональных языков, которая подписана и ратифицирована Украиной и обязательства по исполнению которой Украина на себя давно взяла.
Другое дело, что принятие этого закона существенно затянулось. Конечно, нельзя сказать, что принятие этого закона в полной мере отвечает обещаниям, данным Януковичем, его предвыборным штабом, его предвыборной программой населению Украины о том, что русский язык будет вторым государственным на Украине.
Статус второго государственного языка подразумевает функционирование на всей территории Украины, а принятый закон говорит о региональном статусе, то есть полноценном функционировании русского языка наравне с государственным только в тех регионах, где русскоязычное население составляет более 10 процентов, то есть в половине регионов Украины.
Журавлев: Если верить данным из Интернета, 13 из 27 областей.
Докучаева: Да.
Журавлев: Почему на Украине этот вопрос столь болезнен?
Докучаева: Я бы сказала, столь политизирован. Для кого он болезнен? Он политизирован, поскольку статус русского языка напрямую ассоциируется с курсом внешней политики Украины. Вектор, который ассоциируется с приданием должного статуса русскому языку, направлен в сторону России.
А вытеснение русского языка из украинского обихода - это европейский вектор, вектор цивилизации, уход от империи и прочая риторика тех, кто отстаивает другое направление во внешней политике Украины.
Прошло 20 лет, а язык остается на постсоветском пространстве исключительно политическим инструментом, что совершенно прямо демонстрирует ситуация на Украине. Разрушение Советского Союза началось с так называемых языковых революций, когда в бывших союзных республиках стали принимать законы о государственном языке.
Везде это были законы о языке так называемой титульной нации, а русскому языку в лучшем случае отводилась роль языка межнационального общения. Это абсолютно не юридический термин, потому что трудно представить, как можно людям разных национальностей предписать законом общаться на том или ином языке.
Это была мягкая форма отстранения русского языка от какого-то политического статуса. Это был юридически оформленный инструмент отделения данной республики от "союзного тела", в котором русский язык был общим, государственным языком на территории Советского Союза...
Петр Журавлев
15.08.2012
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/84549450.html