Могу поспорить: сегодня точно никто не вспомнит, какое по-настоящему важное для страны событие случилось 19 июня. Не исключено, конечно, что кто-то из очень узких специалистов, произведя серьезные изыскания в глубинах своей памяти, скажет: «Ах! Знаю!» Однако таких наверняка считаные единицы. Большинство из нас понятия не имеет, что в 1920 году в новоиспеченном большевистском государстве была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
Подозреваю, значительная часть читателей, узнав об этом, недоуменно пожмет плечами: «Ну и что с того?» – и, свернув газету, откроет в Интернете страничку своего блога, чтобы записать нечто серьезное и сильно его волнующее. Не исключено, что это нормально: зачем забивать голову какой-то орфографией, пунктуацией и прочими притормаживающими словесный поток вещами? Поставлю я тут запятую или нет, напишу слово через «а», «о» или вообще через мягкий знак – тот, кому мои мысли интересны и нужны, поймет меня в любом случае.
Строго говоря, я и сама уже давно забыла, на какой полке в книжном шкафу стоит словарь Ожегова, и это совершенно не мешает мне работать. Сколько бы «блох» ни скопилось в написанном или отредактированном мною тексте, замечательные корректоры, с утра до вечера корпящие над рукописями в редакции, выловят «блох», и газетная публикация будет выглядеть, что называется, с иголочки!
Да и есть ли вообще смысл вспоминать о какой-то давным-давно поросшей быльем комиссии? В те замшелые времена, когда люди сплошь и рядом слюнявили и прикладывали к документу палец, подобные вещи, возможно, и были нужны. Но теперь-то зачем? По данным Госкомстата РФ, процент грамотного населения в России выражается цифрой 99,8. Школы работают исправно, образование, с легкой руки соответствующего министерства, год от года развивается, совершенствуется и с пресловутым ЕГЭ не сегодня-завтра наведут порядок. В конце концов, даже комиссия ЮНЕСКО рекомендовала считать грамотными лиц, умеющих худо-бедно написать краткое изложение событий своей повседневной жизни! А разве не этим самым изо дня в день занимаются наши уважаемые блогеры?
Так-то оно так. Вот только нет-нет да и споткнешься в тексте о слово, исковерканное настолько, что даже хрестоматийное «исчо» выглядит в сравнении с ним безобиднейшей опечаткой…
Объяснить такое пренебрежение к родному языку, естественно, можно, причем доводы, которые моментально приходят на ум, выглядят более чем убедительными. Уж по крайней мере вряд ли кто-то станет спорить, что в стране по сей день остро ощущаются отголоски пресловутых девяностых: низкий уровень жизни основной части населения, сильное социальное расслоение, коррупция, межнациональные конфликты, рост преступности, увеличение числа беспризорных детей, потеря культурных ценностей.
Все это существует, все это объективно. Вот только субъективно очень обидно читать на сайте серьезной компании, занимающейся продвижением интернет-ресурсов, рекомендации по сознательному применению грамматических ошибок. В качестве примера приводится «Яндекс», устроенный до такой степени мудро, что пользователь, допустив любую неточность в запросе, может нисколько не беспокоиться: поисковая система сама предложит ему исправленный вариант. А заодно и ссылки на сайты, специально заточенные под все его возможные ляпы. Главное – правильно подобрать наиболее часто употребляемые слова с ошибками, и тогда посетителей ресурса будет становиться все больше и больше. Выгода очевидна: чем больше юзеров, тем дороже можно брать за рекламу. И снова вроде бы все в порядке. Но возникает вопрос: огромное количество ошибок, которое даже я заметила в данном руководстве, это тоже хитроумный ход или?.. Не знаю, не знаю…
С другой стороны – чего ж на зеркало-то пенять, если наш брат журналист буквально из кожи вон лезет, чтобы продемонстрировать свое умение владеть словом. Иной раз читаешь в корреспондентском тексте что-нибудь типа: «Название улиц минялось также быстро, как прабегали по ней задумчивые лица питербуржцев» – и думаешь: да не специально ли молодежь учат на журфаках создавать перлы? А почему, собственно, и нет? Сказал же когда-то редактор-издатель знаменитого юмористического журнала «Осколки» Николай Александрович Лейкин: «Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут!» Оно, конечно, прочтут, и даже с удовольствием. Вот только русский язык все равно жалко…
// Светлана Белоусова, редактор региональных выпусков «НВ»
19 июня 2012