Лингвисты и филологи в один голос говорят о появлении нового политического языка. Это язык лозунгов, мемов, ЖЖ и Фейсбука. Каждая протестная акция порождает новые слова и фразы, многие из которых входят в повседневный лексикон и становятся общеупотребительными. PublicPost узнал у участников зимнего протестного движения, откуда и почему появился этот язык и насколько он эффективен.
Артемий Троицкий, журналист, музыкальный критик, автор песни "ШаПуНаНа" ("Шайку Путина на нары" — PP):
"У каждого человека язык один. Проблема только в том, что раньше разговаривать с начальством у нас просто боялись, а если говорили, то каким-то испуганным, робким, казенным, почтительным языком. Теперь этого нет. Я думаю, что благодарить за это надо власть. Наша нынешняя власть настолько противна и ничтожна, что обращаться к ней уважительно, в общем-то, просто язык не поворачивается. Поэтому народ к ней обращается как минимум как к равной себе, а скорее всего, даже сверху вниз".
Антон "Танк" Глотов, художник (он же "Человек-Танк"):
"Во-первых, язык этот появился благодаря Интернету, социальным сетям и принятой там манере общения. А манера эта достаточно вольная и позволяет употреблять всякие разные слова весьма своеобразного языка. Во-вторых, на эти митинги выходила, помимо пользователей ЖЖ, интеллектуальная элита общества. Она может себе позволить объясняться с властью тем языком, которым она считает нужным.
Но главная причина все-таки в развитии Интернета. Раньше на митингах был один лозунг, который все повторяли. Тогда была централизованная система, такая своеобразная вертикаль. А сейчас за счет развития Интернета и соцсетей не нужно централизованно спускать какой-то лозунг, чтобы его все выкрикивали. Такому вирусному, неконтролируемому общению централизованная вертикаль не нужна. Сейчас все лозунги разные, и они растут как грибы. На недавнюю акцию я вот выехал на своем джипе, закрепив на него в качестве белого предмета унитаз, и там был слоган просто "Не ссать!".
Петр Верзилов, художник, активист:
"Я не думаю, что это какой-то принципиально другой язык для общения с властью. Это просто замена способов коммуникации разных гражданских коллективов между собой. Вот, например, в Греции или во Франции 68-го года, или в каких-то других успешных протестных историях, — там сам жанр коммуникации между протестующими и властью всегда был на достаточно хорошем уровне. Собственно, за счет этого протест и выигрывал. А у нас последние 12 лет люди не могли найти общего поля для взаимодействия. В этом плане Фейсбук и все остальное стало орудием коммуникации. Вряд ли это можно назвать новым языком. Язык все-таки это более глубокое и сложное явление. Главное, что до власти эти высказывания долетают. Другое дело, приемлет ли она их или нет. Следующий год покажет".
Михаил Ратгауз, заместитель главного редактора Openspace.Ru, куратор выставки протестного плаката "Вы нас даже не представляете":
"Особенность времени состоит в том, что политическое в классических формах (то, что называется "реальная политика") в этих событиях не имеет существенного значения. Все, что на улице происходило и происходит, к политике имеет опосредованное отношение. Это, прежде всего, гражданский протест.
Мне кажется, с властью надо разговаривать так, как разговаривается. Сочинять сейчас какие-то специальные вещи невозможно. "Стратегия-31" существовала в каких-то более узких формах оппозиции, которые сейчас перестали работать. Люди говорят: "Мы есть, мы новые, мы другие. Вот они мы. Мы вышли, посмотрите на нас! И мы говорим на своем языке".
Виктория Ивлева, фотограф, куратор выставки "ФотоБолото и ФотоСахар: хроники оЧУРОВанной страны"
"Я не думаю, что на митингах появился новый специальный язык. Новый специальный язык появился в Интернете. Я к интернетным товарищам не отношусь и поэтому владею этим языком с сильным акцентом. Я говорю на интернет-языке как иностранец. Но, глядя на митинги, я могу отметить очень интеллектуальный уровень этого языка, отличный юмор. Не жлобский, не вульгарный, не скабрезный, а именно отличный. И даже в названии моей выставки "ФотоБолото, фотоСахар: хроники оЧУРОВанной страны" — вот эту "оЧУРОВанную страну" я увидела на проспекте Сахарова у одного парня, который держал лозунг "Проснись, оЧУРОВанная страна!".
01.03.2012 16:26
Фото: ИТАР-ТАСС
Текст: Вероника Комарова
http://publicpost.ru/theme/id/1108/