Ксения Туркова жалеет корявое прилагательное, навсегда разделяющее людей.
Есть слова, которые, кажется, родились в результате какого-то акта насилия над языком. Не виноватые, конечно, в том, что получились не по любви, они живут себе вполне сносной своей словесной жизнью и даже весьма неплохо в ней обосновываются. Да что там неплохо - многие из них, как будто под влиянием этой своей недолюбленности, изо всех сил стараются и даже выбиваются «в люди». И даже становятся настолько успешно точными и незаменимыми, что без них никак при определенных обстоятельствах нельзя обойтись.
Я не знаю, откуда взялось в нашем языке прилагательное «нерукопожатный». Где-то пишут, что придумала его Лидия Корнеевна Чуковская. Кто-то приписывает авторство Льву Щаранскому. Но по большому счету это и неважно.
Важным мне кажется то, что это как раз такое несчастное, недолюбленное своим создателем слово. Сложившееся по необходимости из каких-то корявостей. Что за слово такое «пожатный» или «жатный»? Что за неизвестные причастия? Почему не «пожимаемый», например? Да еще и «руко-». Да еще и с приставкой «не-». Какая-то уродливо выстроганная из словесного материала фигурка.
Но вот оно начинает появляться все чаще, все набирает и набирает силу - и уже кажется, что ничего в нем странного нет. Что это нормально, делить всех на рукопожатных и нерукопожатных. Что оно как будто и создано для того, чтобы вносить этот «правильный» раскол: надо ж знать, кто на самом деле чего стоит!
И думаешь: а ведь и правда, куда без него? Оно как будто специально было выточено (ничего, что не слишком изящно) для того, чтобы маркировать людей в те моменты, когда им сложно.
Но именно в такие моменты мне становится жалко это несчастное слово. Просто до слез жалко. И мне кажется, что оно само попало в плен к тем, кто, как справедливо замечают некоторые мои коллеги, пытается сейчас искорежить, сломать и унизить людей. Как будто в попытке самоутверждения и силясь доказать свою нужность, оно встало на какой-то ложный путь и помогает не тем. Как будто оно звучит гораздо чаще, чем это на самом деле нам всем нужно.
Мне жаль его, такое некрасивое и в то же время точное создание. Оно и правда может быть очень точным и очень нужным. Но не так часто, не так просто, не так не задумываясь.
Я бы хотела, чтобы оно, порожденное актом если не нелюбви, то какого-то странного проявления, перестало сеять нелюбовь вокруг себя.
Кстати, какой символичной в свете этого становится недавно придуманная акция на Садовом. Акция рукопожимания. Без всяких ярлыков.
Ксения Туркова
10 февраля 12:30
Постоянный адрес статьи: http://mn.ru/columns/20120210/311271351.html
© 2010-2011 ФГУП РИА Новости и НП ИД Время