Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

17/06/2011

Опять 25: Русский из мировых языков пока никто не изгонял

1986

В Москве прошел I Международный научно-практический семинар редакторов, режиссеров и ведущих программ «Русский язык по телевидению и радио».

«Распространение русского, — отметил директор Института русского языка имени А.С. Пушкина академик В.Г. Костомаров, — связано прежде всего с глубоким интересом народов к опыту строительства социализма, к советской экономике, политике, науке. Русский язык вошел в так называемый клуб мировых языков, функция которых — посредничество. То есть русский, как, к примеру, английский, стал этнически нейтральным: на нем могут разговаривать между собой, допустим, румын и вьетнамец».

«МН» №26 от 29 июня

2011

О том, что происходит в эпоху, когда социалистическое строительство ушло, а русский язык остался, рассуждает генеральный секретарь Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Евгений Юрков.

«Конечно, сейчас это звучит наивно, даже недостойно: русский язык как рупор социализма. Но, как ни странно, академик Костомаров был прав. Мы же себя позиционировали как ведущую соцдержаву, очень многие в мире следовали за нами. Естественно, русский язык был проводником нашей идеологии. Да, тогда мы гордились, что по количеству изданных книг на втором месте в мире после Библии — труды Ленина.

Конечно, в клубе мировых языков русский остается. Все-таки не так уж мало людей им владеет. По разным данным, от 250 до 300 млн человек сегодня говорит на русском языке. Это очень много! В мире всего-то несколько языков, на которых говорит такое количество людей. Причем чуть меньше половины тех, кто знает русский, живут не в России. Неплохой показатель. Так что нас пока из мировых языков никто не изгонял.

Ни для кого не секрет, что в 1990-е падение интереса к языку было значительным. Это ощущалось во всем мире, я уж не говорю о бывших советских республиках. Да, в некоторых из них молодое поколение теперь уже и не говорит по-русски. Самая удручающая динамика в Грузии — сердечные отношения между нашими народами сохраняются, но снижение интереса к русскому языку там заметнее, чем в любой другой стране.

Хотя есть и хорошие новости: в последние лет семь-восемь у многих наших соседей отношение к русскому языку изменилось. Молодые государства поняли, что для них это ключ, открывающий мир. Мировую культуру, но главное — мировую экономику.

Очень важно, что живой интерес к русскому языку сейчас не связан ни с какими идеологическими догмами. Мотивация прагматическая: русский — это возможность получить работу или претендовать на более высокую зарплату. В Польше, скажем, некоторым государственным чиновникам знание русского языка гарантирует более высокую зарплату. Так и в Финляндии, и в других странах, граничащих с Россией. Но и в Америке за последние лет пять наметился небольшой, но стабильный рост числа изучающих русский. В Италии, Австрии, Китае совсем недавно прошла часть I Всемирного фестиваля русского языка.

Нам бы очень хотелось думать, что русский учат ради Достоевского, Толстого и Чехова. Такие бескорыстные поклонники нашей культуры есть и будут, надеюсь, всегда, но их немного. Сегодня миром правит прагматика. Русский учат потому, что это выгодно. Но не потому, что его навязывает идеология, как было 25 лет назад.

Государство выделяет средства, пусть и недостаточные, на поддержание интереса к русскому языку. Создан фонд «Русский мир», который специально этим занимается, работает федеральная целевая программа. Но есть вещи, которых я боюсь больше, чем нехватки средств. Боюсь, что сейчас дадут отмашку помочь русскому языку — и за протокольными мероприятиями мы потеряем поддержку русистов-профессионалов. А ведь от них, а не от чиновников зависит, чтобы количество знающих русский язык по крайней мере не уменьшалось».
 

17 июня, 00:05
Марина Гринева
http://www.mn.ru/newspaper_freetime/20110617/302543455.html