Когда в декабре 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства, то казалось, что воссоединение Белоруссии и Российской Федерации произойдет быстро и без особых сложностей. К тому времени не прошло еще и десяти лет после разрушения СССР, а стремление белорусских граждан к единству с Россией было подтверждено на майском 1995 года республиканском референдуме.
Однако действительность оказалась иной. Общее государство до сих пор так и не построено. Более того, все больше возникают сомнения в жизнеспособности упомянутого белорусско-российского Договора. При этом стоит обратить внимание на то, что этот документ предоставлял Республике Беларусь действительно уникальные возможности обеспечить себе весьма прочное будущее, в том числе и за счет привилегированного положения в Союзном государстве. Но белорусские власть имущие не смогли оценить открывавшихся перспектив, и осуществление проекта Союзного государства так и осталось на уровне подготовительного этапа.
С другой стороны, есть определенные претензии и к российской политической элите, которая чрезмерно «прагматизирует» отношения с Республикой Беларусь, определив ее как некое иностранное государство чуть ли не из дальнего зарубежья.
Как бы там ни было, но дело белорусско-российского воссоединения застопорилось, и для выхода из создавшегося тупикового положения нужно в первую очередь отказаться от обанкротившихся идеологических догм пресловутой «ленинской национальной политики», нацеленной на вычленение белорусов из тела русского народа.
Поэтому при выстраивании политики в отношении Республики Беларусь Российской Федерации необходимо учитывать то важнейшее обстоятельство, что Белоруссия является исторически русской страной с русским по происхождению и по сути населением.
Это, в частности, подтверждают и результаты переписи населения 2009 года, в ходе которой русский язык назвали родным 42% от общего числа жителей Белоруссии. Среди собственно белорусов этот показатель равняется 36,9%. В обиходе («язык, на котором вы разговариваете дома?») показатели русскости населения Белоруссии еще более убедительные. В повседневной жизни на русском языке говорят (и, что важно, думают) 62,1% жителей республики. Из определивших себя белорусами по национальности по-русски постоянно разговаривают 69,7%.
И эти результаты не должны удивлять, они естественны для такой страны, как Белая Русь. Ведь на территории современной Белоруссии русский язык был официально деловым языком и языком культуры начиная с X века и до конца XVII столетия. В Великом княжестве Литовском и Русском (ВКЛР), в состав которого с XIV века входили западнорусские земли, государственный статус русского языка (в его западнорусском варианте) был закреплен юридически в третьем Статуте Литовско-Русского государства от 1588 года (разд. IV, арт. I): «А писаръ земъский маеть по-руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншимъ езыкомъ и словы». На западнорусском языке была создана обширная православная и светская литература, являющаяся неотъемлемой частью общерусской культуры.
Однако «золотой век русского слова» в литовско-русском великом княжестве был прерван в 1696 году, когда сейм Речи Посполитой, частью которой в то время являлось ВКЛР, запретил официальное использование русского языка в этом государстве.
Таким образом, русский язык был языком государственной и общественной жизни на территории современных белорусских земель задолго до вхождения последних в состав Российской империи и, тем более, СССР. Его же широкое распространение в Белоруссии является одним из главных доказательств исконной русскости Белорусского края.
Другое дело, что в течение XVIII – XX веков на белорусских землях антирусскими властями несколько раз проводилась политика т.н. дерусификации, целью которой было лишение белорусов русской основы их самосознания.
Застрельщиком в этой политике была, как уже упоминалось, Польша (первая и вторая Речи Посполитые). Оставили свой след на этом весьма сомнительном поприще и власти Белорусской Советской Социалистической Республики (с разной степенью интенсивности весь советский период) и суверенной Республики Беларусь (запрет русского языка в начале 1990-х годов).
В настоящее время в Белоруссии русский язык имеет наравне с белорусским статус государственного, но система образования и средства массовой информации продолжают усиленно насаждать ложный и губительный посыл об отдельности белорусов от русского народа.
Поэтому сейчас, когда пришло время «перезагрузки» белорусско-российских отношений, необходимо извлечь уроки из пока неудачного опыта строительства общего государства и целенаправленно дополнять экономическое сотрудничество гуманитарными программами, направленными на восстановление и укрепление общерусской составляющей самосознания белорусского народа, т.к. только в этом случае мы создадим прочную этнокультурную основу нашего воссоединения.
02.06.2011 11:16:26
Сергеев Николай
http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=12784
Copyright ©1996-2011 Институт стран СНГ.