Сбор подписей за проведение референдума по вопросу о присвоении русскому языку статуса второго государственного — слишком длинная фраза. Давайте короче: сбор подписей за русский язык. Юридически неточно, зато ясна суть.
Итак, сбор подписей за русский язык стартовал. Энтузиазм, по-моему, огромный: люди звонят днем и ночью (ночью бы не следовало, конечно, тем более, что всю техническую информацию можно прочесть на сайте za-rodnoj-jazik.lv).
Есть и скептики, которых можно разделить на две группы. Первая не верит в успех акции, но готова поставить свою подпись за благородное дело. Вторая, как обычно, шипит из своих пыльных углов: «Ничего не получится, вот увидите...» и т.п.
Я не верю в предопределенность. Моя любимая русская поговорка: в поле — две воли. Не существует никакой «книги судеб», в которой заведомо определены победители и проигравшие. Борьба — это поединок двух воль, двух характеров, где побеждает тот, чья воля окажется сильнее.
На данном этапе политика умиротворения себя исчерпала. Мир — это великолепно, но лишь в том случае, если его желают обе стороны. Националисты сделали ставку на агрессию. В такой ситуации пропагандировать миролюбие — это трусость.
Некоторые скептики ехидно спрашивают: а как вы собираетесь привлечь латышей? Ведь без их поддержки победить на референдуме нельзя!..
Отвечаю. Наш, условно говоря, штаб уже вышел за рамки первоначальной инициативной группы, появились откликнувшиеся на призыв активисты. И среди них — двое латышей. Никто их не заманивал, пришли сами.
И других латышей мы не собираемся как-то специально заманивать и «привлекать». Мы им просто докажем, что мононационального государства из Латвии не получится. Докажем не статьями и призывами, которые просто утонут в море националистической пропаганды, а действием. Сбор подписей за русский язык — это и есть действие.
Когда в ходе уже подготовительной стадии референдума вдруг выяснится, что подавляющее большинство русских жителей Латвии хотят, чтобы русский язык стал вторым государственным, это будет шок для очень-очень многих латышей. Полезный, терапевтический шок. Он поможет им увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Вернет их с националистических небес на грешную латвийскую землю.
Сегодня у значительной части латышей искаженная картина мира. Их сознанием управляет лживый миф о «латышской Латвии». Миф нельзя разрушить произнесением и написанием слов. Даже экономическая катастрофа, как видим, почти не поколебала его.
Только единодушие русских жителей Латвии в вопросе о языке способно перечеркнуть этот миф. Доказать, что «латышская Латвия» — это неосуществимая утопия. Мы здесь жили, живем и жить будем, и русский язык здесь был, есть и будет — вот что мы должны заявить твердо. Вероятность того, что мы ассимилируемся, «репатриируемся» или сократимся до уровня скромненького, незаметного меньшинства, равна нулю.
И тогда, я уверен, часть латышей нас поддержит. Она увидит с нашей стороны не бесконечное нытье, а мужской характер и волю. А воля — это сильнейший магнит для притягивания душ.
Владимир ЛИНДЕРМАН
08:00 12.03.2011