21 февраля — Международный день родного языка. Владивостокские журналисты решили устроить экзамен по русскому для известных в городе людей — политических и общественных деятелей, теле- и радиоведущих.
Большинство из тех, кому предлагали написать диктант, отказались наотрез. Причем многие объяснили отказ не занятостью, как можно было предположить. Известные во Владивостоке люди честно признавались, что не уверены в знании правил орфографии и пунктуации. И, конечно, просили не сообщать их имена и фамилии.
Добровольцев нашли с трудом. Ими оказались пресс-секретарь Думы Владивостока Владимир Руденков, теле- и радиоведущая Маргарита Коган, исполнительный директор дальневосточного филиала фонда "Русский мир", президент Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Александр Зубрицкий и руководитель пресс-центра "Комсомольской Правды во Владивостоке" Александр Колегов. Журналист VL.ru Екатерина Карначева решила не оставаться в стороне, присоединиться к написанию диктанта.
Текст — отрывок из Куприна — был выбран из сборника для старшеклассников. Диктант проводили зав. кафедрой общего и исторического языкознания, зам. директора Института русского языка и литературы ДВФУ Наталья Милянчук и кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка ДВФУ Ирина Токарчук.
Участники мероприятия, до начала непринужденно беседовавшие, во время диктанта заметно занервничали.
"У меня мама — филолог с большим стажем, — рассказала Маргарита Коган. — Если я ее подведу — мне будет очень стыдно. В школе по русскому всегда было между "3" и "4". Оценка зависела во многом от отношения учителя".
Все участники экзамен сдали. Ошибок было мало. И почти все — "от большого ума". Иначе говоря — гиперкоррекция, "сверхправильность". Лучший результат — у Александра Колегова. Одна ошибка. И как раз случай гиперкоррекции. А журналист VL.ru получил почетную грамоту "За лучшую орфографию". Орфографических ошибок не было. Но были пунктуационные: тире там, где можно было обойтись.
Из-за более чем скромного количества участников сделать по итогам экзамена какие-то выводы было непросто.
Напоследок филологи дали совет: чтобы делать меньше ошибок в устной и письменной речи — нужно быть любознательным. Не лениться и не стесняться спрашивать тех, кто произносит или пишет какое-то слово не так, как написали бы вы, — почему. Возможно, он прав, а вы — нет. Чтение также помогает "быть в тонусе".
Источник — VL.ru
Владивосток
21 февраля 2011