За 20 лет существования Крымской автономии ее жители утратили право на родной русский язык. Три статьи Конституции Крыма, гарантирующие право на свободное использование русского языка, игнорируются органами власти от республиканского до местного уровня. Об этом на заседании Ассоциации политологов Крыма, посвященного 20-летию воссоздания Автономии, заявила социолог и журналист Наталья Киселева.
Она обратила внимание на то, что статья 9 Конституции АРК закрепила обеспечение прав и свобод крымчан. 10 статья Конституции гарантирует жителям право на обучение на родном языке.
«Тем не менее, до сих пор действует приказ Вакарчука №461 о переводе некоторых предметов на украинский язык», – отметила Киселева.
Статья 11 Конституции дает право крымчанам получать документы, свидетельство о рождении и браке, на русском языке, а по ходатайству – и на крымско-татарском. Но все документы выдаются крымчанам только на украинском с автоматическим переводом русских имен.
«Энверы и Ашоты остаются Энверами и Ашотами, а Николай и Михаил превращаются в Миколу и Михася», – подчеркнула социолог.
13-я статья гарантирует использование русского языка во всех сферах обслуживания. На практике, не только в магазинах и аптеках вся продукция промаркирована на украинском языке, но и крымские предприятия коммунальной сферы заключают с потребителями договоры на государственном языке.
«Это крымские организации, – акцентировала социолог. – Что говорить об «Укрпоште», где все бланки на украинском».
Также она обратила внимание на дискриминацию прав русских со стороны чиновников при регистрации не только имен людей, но и русских организаций. В реестре Главного управления юстиции Минюста в Крыму значится 678 общественных организаций, среди которых можно найти Общество чехов «Влтава», Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар», Крымскую ассоциацию корейцев «Коре», Ассоциацию крымско-татарских работников образования «Маарифчи». При этом названия русских организаций Крыма подвергаются автоматическому переводу. Так, например, общественным организациям «Мы – русские» и Всекрымскому движению «Русское Единство» отказано в названиях на русском языке, и они указаны в реестре как Громадська організація «Ми – руські» и Громадська організація «Всекримський рух «Руська Єдність».
«К 20-летию Автономии мы пришли с такими печальными итогами – Конституция АРК не действует», – заключила социолог.
Симферополь, Январь 18 (Новый Регион – Крым, Анна Ахметова)
Оригинал статьи http://www.nr2.ru/crimea/316612.html
© 2011, «Новый Регион – Крым»