Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

27/09/2012

Про русский язык и национальный интеллект

Наука, инновации, бизнес - возможны ли без высокообразованных специалистов? Сложный русский язык столетиями формировал особый национальный интеллект. Что будет дальше, когда в школах русский язык преподаётся всё хуже и хуже, а на растяжках и билбордах всё чаще появляются орфографические ошибки? О последствиях и "перспективах" двадцатилетней образовательной и культурной деградации размышляет президент Фонда развития предпринимательства и Издательско-полиграфического холдинга АМБ, сопредседатель Совета Свердловского регионального отделения "Деловой России" Владимир Лобок.

Пару недель назад ко мне пришла на собеседование на должность начальника отдела рекламы и связей с общественностью девушка, работавшая до этого на серьёзных должностях в банковской сфере. Заполнила анкету (у меня принято заполнять анкету от руки и непосредственно перед собеседованием). Очень хорошее образование. Образцовое позиционирование перед потенциальным работодателем... Но вот читаю в анкете в числе достоинств "комуникабельность" с одной "м". Спрашиваю – как правильно? Отвечает сходу, не задумываясь – не знаю. И добавляет сакраментальную фразу: компьютер исправит. Девушка пришла устраиваться на работу в издательство...

Ситуация с персоналом становится всё более тупиковой, если не тупой, при этом действительные образованность и культура для многих работодателей становятся приоритетными уже независимо от дипломов, а для соискателей - важнейшим условием для карьерного успеха.

Сложный русский язык исторически формировал особенности интеллекта нации. Сейчас язык катастрофически теряется. Многие становятся заложниками Интернета, забывая о том, что машина думать не умеет, утрачивают способности к самостоятельному, креативному пониманию вопросов и интеллектуальной деятельности. 
 
Цена дипломов о высшем образовании становится ничтожной только потому, что плохо или очень плохо со знанием русского языка, откуда, собственно, и формируется семантическая неграмотность, когда персонал перестаёт понимать элементарный смысл слов, фраз, целей и направлений деятельности... Что уж там говорить об инновациях?..
 
Ещё хуже. По моим наблюдениям, в последние годы появилась новая волна "новых русских", не от мускулов и звериной хватки начала 90-х, а от фактической необразованности, но с тем же нахрапом.

Тридцать лет назад дипломы УПИ, не говоря уже об МГУ, котировались на международных рынках. Да, мы не знали иностранных языков, но были образованны профессионально и понимали, что "знаем, что ничего не знаем".

Сейчас новая волна "новых русских" кичится своими дипломами, и со «своим», мягко говоря, недалёким пониманием, не сомневаясь ни в чём, будучи фактически некомпетентной, буквально захлёстывает все сферы нашей жизни, давая свои оценки и устанавливая свои правила, основанные не на глубине понимания, а поверхностном видении проблем и вопросов. Для них нет авторитетов. Они никого не слышат. Они - за новый порядок. Они знают, что знают всё и вся лучше всех и идут во власть, законодатели, бизнес...

В силу фактической необразованности, они по-своему понимают документы, не приемлют варианты и иное мнение. Часто главное для них - "золотой телец" и, попирая мораль, нравственность и ответственность перед социумом, разворачивают законы в свою сторону.

А посмотрите ещё, как упало в последние годы действительное качество законотворческой деятельности! Мягко говоря, непродуманные и экономически непросчитанные изменения в законодательстве загнали бизнес в "серые" зарплаты и заново взрыхлили почву для торжества недобросовестных налогоплательщиков.
 
Таков генезис наших «яппи» - на волне двух десятков лет образовательной и культурной деградации, от крутых бритоголовых хозяев двора, района, города, жизни к дипломированным хай-тек-неучам.

Я заканчивал радиофак УПИ по специальности "автоматизированные системы управления" в конце 70-х. Нам явно не хватало гуманитарной подготовки. Но мы действительно были продвинутыми в инженерном плане и, работая даже на тех же оборонных предприятиях или в академической науке, были де-факто носителями инновационного прогресса. А что сейчас? Вузы, отвечая запросам рынка, штампуют безграмотных бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров, подготовка инженерных кадров отошла на третий план, и жалко смотреть на давно непрестижный родной факультет и выпускников моей специальности, которые в наше время были действительными носителями высоких технологий.

Всё покупается и продаётся. Правила игры формируются не интеллектуальным меньшинством, а «серым» большинством.

Стартовое многолетнее устранение государства от идеологической роли и регулирования рыночных отношений привело, по сути, к «боям без правил», но можно ли национальные ценности, культуру и образование мерить на одни лишь деньги? Только ли за деньги возможны высокие достижения в спорте и откуда могут быть золотые медали на Олимпиадах, если отсутствует массовая культура спорта? Можно ли интеллект купить за деньги?

Традиционное российское «до основания, а затем…», всеобщая меркантилизация привели к потере национального гуманитарного фундамента. Мы уже почти заставили учёных зарабатывать деньги. Что, именно что, а не кто, приходит на смену нашим патриархам-ученым, которые были, прежде всего, носителями высочайшей образованности и культуры? Попса или «новые русские» с безапелляционным «я сюда зарабатывать пришел»? А ведь мы и вправду уже по поводу научных достижений шоу устраиваем....

И что, просвета нет? Конечно же, есть. Вспомните. ХIХ век. Действительное состояние России накануне отмены крепостного права и в преддверии промышленной революции. Массовая стагнация, нищета и «серое», обыденное сознание... И именно в это время «выстреливают» великие русские писатели, музыканты, художники, разночинцы... Нечто похожее происходит и сейчас. Вопреки общепринятому массовому всё больше появляется высокообразованных, интеллектуальных и интеллигентных молодых людей, думающих о будущем и личностной самореализации. Кто-то из них уходит в себя и бежит от общепринятого хамства и бескультурья, но кто-то приходит в науку, образование, искусство, менеджмент и становится действительным носителем национального прогресса. Именно их надо видеть и поддерживать!

Нужно, наконец, власти, государству, гражданскому обществу набраться храбрости и поменять векторы влияния, определиться с системой действительных культурных и образовательных ценностей, создающих нацию.

Неправильно, когда количество часов по русскому языку в школах сокращается, великие писатели ощипываются до уровня комиксов, а с экранов телевизоров льется ненормативная лексика, убийства, насилие и сюжеты про тяжёлую долю "бедных" мультимиллионеров. Неправильно, что общеприняты определённые расценки «для поступления» в приличный детский сад или в так называемую «элитную» школу.

Первого сентября моя внучка пошла в первый класс. В достаточно скромный лицей, но считающийся одним из лучших не по модной «престижности» и финансовым вливаниям, а потому, что там, по старинной русской традиции, детей, как ни странно, обучают, а выпускники получают хорошее классическое образование и вырастают настоящими. Я побывал на первом звонке, первом уроке и действительно увидел нетленные ценности высокой педагогики, которая не продаётся и не покупается. Моей внучке повезло, и это вселяет надежду....

27/09/2012

Журнал "Национальный прогноз".

http://www.tass-ural.ru/projects/nacprognoz/pro_russkiy_yazyk_i_natsionalnyy_intellekt.html