Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

06/07/2012

Рынок событий

В ближайшее время в лексикон ивент-специалистов плотно войдут слова digital и «эко»: техническое наполнение мероприятий и их экологичность станут наиболее важными для клиентов.
 
Мы говорим «корпоратив», «форум», а подразумеваем звонок своему ивент-менеджеру или поиск соответствующего агентства, которое поможет организовать или организует мероприятие нужного формата.

Show must go on

Сегодня сегмент ивент-услуг является частью рынка маркетинговых и PR-мероприятий. Продвижение бренда, презентация новинки, раскрутка компании — каждое шоу требует своего режиссера.

Безусловно, ряд ивентеров либо полностью специализируется на услугах для частных клиентов, либо включает их в свой прейскурант. Дни рождения, детские праздники, свадьбы и прочее составляют определенную статью дохода в бюджете инвент-агентств. Впрочем, эта статья становится номинальной при первых серьезных признаках финансового кризиса.

Так было в 2008 году, когда многие компании, работавшие исключительно с физическими лицами, стали частью истории. Тогда пострадали не только организаторы семейных торжеств. По оценкам экспертов, кризисное сжатие рынка составило 50—75%. Такие показатели были, впрочем, вполне ожидаемыми. Рынок инвент-услуг является вспомогательным и не играет особой роли в развитии экономики страны. Логично, что праздники и разнообразные мероприятия — первая статья экономии для большинства компаний, твердо решивших остаться на плаву и пережить глобальные изменения финансового климата.

Как и во всех сферах бизнеса, кризис в итоге значительно оздоровил рынок, который в начале нулевых рос как на дрожжах, но особой склонности к развитию и формированию еще не показывал. Вместо правил был креатив, вместо ценовой политики — демпинг. Компании лишь успели снять первую пробу с этого экзотического блюда, когда все кардинально изменилось. Теперь, четыре года спустя, на рынке ивент-услуг правит Его Величество Клиент.

Как отмечает Кирилл Морозов, основатель и владелец ивент-компании «Праздник», «заказчики стали более искушенными и опытными. Они стремятся получить наиболее интересное предложение по наиболее выгодной цене или как минимум аргументированное обоснование бюджета того или иного проекта. Ивент стал клиентоориентированным, и это одна из главных перемен, которые принес кризис».

«Если отстраниться от нынешней экономической ситуации и возможного кризиса, то в ближайшее время в лексикон ивент-специалистов плотно войдут слова digital и «эко»: техническое наполнение мероприятий и их экологичность станут, на мой взгляд, важными для клиентов. Многие компании уже сейчас предлагают 3D, мультитач и проекции на чем только можно, а популярными площадками становятся загородные поместья и, как ни удивительно, городские парки», — дополняет коллегу главный редактор отраслевого портала Event Forum Роксана Панова.

О восстановлении докризисных оборотов пока речи не идет и, возможно, не зайдет вообще. Перспектива оказаться на пути у второй волны мирового финансового кризиса не слишком радует представителей бизнеса. Кроме того, состояние рынка ивент-услуг настолько неоднозначно, что многие эксперты расходятся во мнениях, говоря о стадии его развития. Кто-то заявляет, что ивентеры работают на активно развивающемся или сформировавшемся на определенном этапе рынке, кто-то аргументированно заявляет, что ивент-индустрия находится на стадии эмбриона и броуновское движение внутри этого сектора будет продолжаться еще какое-то время.

Впрочем, обе стороны сходятся на том, что дальнейшее будущее рынка ивент-услуг прогнозировать весьма сложно. Почувствуют ли на себе российские предприниматели последствия нового кризиса, в какую сторону изменятся цены на нефть, насколько в целом благоприятной для развития бизнеса будет экономическая обстановка в стране — эти и многие другие факторы оказывают непосредственное влияние на рынок маркетинговых мероприятий и, соответственно, сегмент ивент-услуг.

Тем не менее сами ивентеры смотрят в будущее довольно оптимистично. По крайней мере, те из них, кто за долгие годы успел вывести для себя формулу успеха. Ее слагаемые просты: высокое качество услуг и основная ставка на корпоративный сегмент. Остальное приложится.

Кушать подано

Если стремление развивать партнерские отношения с крупными компаниями понятно и не нуждается в особых комментариях, то качество услуг ивент-агентств — отдельный вопрос. Целевая аудитория индустрии досуга и развлечений за прошедшие годы, безусловно, стала более разборчивой и информированной, но до пресыщенных и искушенных американцев нам, признаться, еще далеко.

Оценить по достоинству уровень проведения того или иного мероприятия могут далеко не все, а вот о качестве и количестве блюд и напитков на фуршетном столе многие могут судить довольно объективно. Поэтому в фокусе внимания ивентеров и их клиентов нередко оказываются кейтеринговые компании. «В отличие от Европы мы пока не имеем примеров качественного совмещения услуг ивента и кейтеринга, за редкими исключениями», — комментирует ситуацию независимый консультант по ресторанному и кейтеринг-сервису, руководитель проекта Cateringconsulting.ru Кирилл Погодин.

Подобная ситуация диктует свои правила. При этом ивент-агентство широкого профиля может предоставить в том числе ряд кейтеринговых услуг того или иного уровня качества, а кейтеринг сам по себе может содержать некоторую долю ивента. Так, внутри сегмента кейтеринговые компании можно разделить на социальные (например, доставка офисных обедов) и событийные (обслуживание разного рода мероприятий). И если ивент идет в большой бизнес, то для кейтеров наиболее перспективна работа с массовым клиентом.

"Социальный кейтеринг, если говорить о кейтеринге вообще, наиболее перспективен и активно развивается. В событийном кейтеринге наибольший потенциал развития остается у верхнего и среднего ценовых сегментов", — отмечает Кирилл Погодин. И здесь можно оптимистично предположить, что если боги финансового олимпа будут благосклонны, у ивентеров и кейтеров, работающих в бизнес-сфере, есть все шансы и для создания и (или) развития партнерских отношений.

Деловой подход

В такой обстановке кажется, что выбрать ивент-агентство или кейтеринговую компанию не так-то просто. По мнению специалистов, ивентеры и кейтеры — такие же предприниматели, как и все прочие. И задачу выбора следует решать в штатном порядке, учитывая лишь некоторые нюансы, появившиеся в силу специфики профессии. Так, при выборе кейтеринговой компании Кирилл Погодин рекомендует не только запросить портфолио, оценить качество коммерческого предложения, но также узнать о возможности посещения производства, оценить уровень подготовки мероприятия для другой компании, проверить санитарные документы и попросить провести дегустацию.

«На конце ли телефонного провода, на той ли стороне монитора или на том краю стола всегда есть человек, который представляет агентство, и прежде всего стоит обратить внимание на него. То, как он говорит о своих коллегах, о своей работе, и станет лакмусовой бумажкой креативности и состоятельности агентства. Хорошие проекты делаются сплоченными, позитивными и открытыми командами, которые любят свою работу, и это видно по каждому человеку», — дополняет коллегу Роксана Панова.

Грамотно проведенная пресс-конференция, на должном уровне организованный форум, качественно иной формат презентации — все это обдуманные инвестиции в развитие бизнеса. И сегодня более эффективный инструмент для непрямой рекламы, чем ивент-агентство, найти сложно.

ИВЕНТ-ИСТОРИЯ

Джо Джефф Голдблатт 

Один из отцов-основателей ивент-менеджмента. Свой путь к вершинам ивент-менеджмента доктор Джо Джефф Голдблатт начал еще в школе, где регулярно выступал в роли организатора различных праздников и фестивалей. Окончив колледж, где под его чутким руководством прошла не одна вечеринка, Голдблатт открыл студию и стал обучать детей и подростков основам сценического мастерства и ораторского искусства. Через некоторое время к нему начали обращаться владельцы крупных торговых центров, которые хотели организовать мероприятие по продвижению бренда или модный показ. Следующим шагом было открытие собственной компании. В этот период Голдблатт провел ряд наиболее знаковых в своей карьере мероприятий, среди которых инаугурация президентов США Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего, открытие знаменитого казино Дональда Трампа «Тадж-Махал» в Атлантик-Сити. Сегодня Голдблатт преподает в Университете королевы Маргарет в Эдинбурге. Он автор, соавтор и редактор 19 книг, а также лауреат множества престижных наград, в числе которых «Премия провидца индустрии» и «Преподаватель года». Созданная им программа сертификации мероприятий признана лучшей в мире.

ИСТОРИЯ КЕЙТЕРИНГА

Фердинанд Эдиар (1832—1898) 

Основатель одной из старейших кейтеринговых компаний.
Создатель всемирно известного бренда Hediard Фердинанд Эдиар начал свою карьеру в 13 лет. Эдиара, в отрочестве жившего в портовом городе, настолько вдохновило разнообразие экзотических фруктов, пряностей и специй, вывозимых из колоний, что он превратил эту страсть в дело всей своей жизни.
  Первый магазин, который назывался «Лавка пряностей и колониальных товаров Эдиара», был открыт в 1854 году в Париже. В 1880-м на площади Мадлен открылся гастроном Эдиара, куда со всей Европы съезжались гурманы, чтобы отведать новые экзотические яства и изысканные лакомства, приготовленные поварами, работавшими на бывшего лавочника. Эдиар не только популяризовал торговлю привозными продуктами, но также разработал принципы выкладки товаров, ввел новые правила упаковки элитных сортов кофе, конфет, пряностей. Его магазины пользовались большой популярностью у организаторов фуршетов, балов и банкетов, которые использовали продукты от Эдиара — в том числе в качестве украшения стола. Эдиар скончался в 1898 году в возрасте 66 лет, оставив своим преемникам в наследство целую империю вкусов.

25—30%— такова, по данным исследования агентства Discovery Research Group, рентабельность кейтерингового бизнеса в России. Однако такими показателями могут похвастаться компании, занимающиеся обслуживанием праздников и мероприятий. Рентабельность сегмента доставки обедов в офисы — всего 10—15%.

15% — столько в среднем составил рост объемов российского ивент-рынка в прошлом году по отношению к 2010 году. По данным кадрового агентства «Юнити», ожидания-2012 по крайней мере не ниже.

КАК НИ НАЗОВИ
 
Одни называют его «ивентом», другие — «эвентом». Третьи и вовсе обходятся без обобщений, ограничиваясь отдельными терминами — конференция, прием, праздник, презентация и т.д. По словам доктора филологических наук, завотделом современного русского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Леонида Крысина, в русские словари слово «ивент» пока не попало, а если и попадет, то, по-видимому, как специальный термин. «Предпочесть следует орфографическую форму «ивент» в соответствии с английским произношением этого слова, — считает эксперт. — Поскольку в современном русском литературном языке преобладает не транслитерация, а транскрипция иноязычных слов, то есть оформление их внешнего облика в соответствии с произношением прототипа в языке-источнике».

Ивент-менеджмент: зал славы

Корпоративы, тимбилдинговые мероприятия, конференции, фуршеты и автепати — всего не перечислишь. Да и какой в этом смысл, если правила и стандарты организации этих событий принадлежат авторству горстки энтузиастов, чьи имена сегодня известны даже детям.
Новый формат досуга для бизнесменов, несколько подуставших от сигар, азартных игр и полуодетых танцовщиц, которые стали традиционным приложением к любому мероприятию, предложил в середине 40-х годов ХХ века Джек Мортон, основатель Jack Morton Productions. Его визитной карточкой стала респектабельность: азартные игры сменили феерические шоу-номера, а вместо обнаженных девушек пресыщенную публику развлекали звезды эстрады. Джек Мортон сформулировал основное правило для мероприятий сектора B2B. Во время одного из интервью он сказал, что невозможно объединить людей, просто собрав их вместе. Нужно создать особую атмосферу, которая бы пробудила их чувства.
Если Мортон специализировался на статусных мероприятиях для солидных компаний, то его коллега и соотечественник Уолт Дисней не разменивался по мелочам. После ряда неудачных попыток сделать имя и открыть собственную компанию он снискал славу и известность благодаря своему первому персонажу — Микки-Маусу и экранизации сказки о Белоснежке. Микки-Маус вскоре стал брендом и звездой такой величины, что ООН даже назначила его послом доброй воли.

А с Белоснежки началась история империи Диснея, финальным штрихом которой стало открытие первого «Диснейленда» — квинтэссенции развлекательных мероприятий. Сегодня все, что так или иначе связано с именем Диснея, успешно эксплуатируется на разного рода вечеринках и корпоративах, формат которых предполагает атмосферу праздника и беззаботности. Но истинные ценители все же едут за самыми свежими впечатлениями от глобального ивента в «Диснейленд». Судя по тому, что с годами количество «лендов» лишь увеличивается, недовольных нет.

Идея разнообразить неформальную часть делового мероприятия выступлением артистов и шоуменов впервые пришла в голову Джеку Мортону, однако идея вывести шоу на мировой уровень — самому известному клоуну планеты, основателю мегакорпорации Cirque du Soleil Ги Лалиберте. Он не разменивался по мелочам и стартовал сразу же с масштабного и амбициозного проекта — организации спектакля в честь 450-летия открытия Канады. Так в 1984 году была создана компания Cirque du Soleil. Сегодня это икона в мире шоу-бизнеса и ивента, один из символов Канады наравне с кленовым листом и хоккеем, а еще — самые грандиозные постановочные номера, огромная команда профессионалов, несколько выездных групп и офисы по всему миру. Именно постановки Cirque du Soleil открывают такие мероприятия, как «Евровидение», вручение «Оскара» и «Гремми» и т.д.
 

 Автор: Ольга Аленушкина, Редакция журнала "Карьера"


 5 июля 2012

http://www.profile.ru/article/rynok-sobytii-71235