Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

28/06/2012

Роль интеллектуалов в протестном движении

Александр Генис: После долгого перерыва нашу нью-йоркскую редакцию навестил старый друг “Американского часа”, участник множества передач, наш частый собеседник в эфире – профессор Эморийского университета Михаил Эпштейн. Много лет назад я нашел определение для его многогранной деятельности: “мастер поэтической мысли”. (Так называли Вальтера Беньямина). Вот в таком качестве я и хочу представить нашим  слушателям Михаила Наумовича, с которым мы обсудим жгуче актуальную тему: роль интеллектуала в политических протестах.

Михаил, мы много лет беседуем с вами на радио, и обычно мы говорим о достаточно  абстрактных вещах или достаточно  абстрактно о неабстрактных вещах. Но сегодня я предлагаю вам поговорить о том, что конкретно и актуально. Мы живем в бурное время,  и   Россия переживает очередной этап   протестов.  Об этом говорят все, и мы не можем молчать. Хотя каждый раз, когда происходит такое, я с некоторым стыдом, а иногда и ужасом думаю  о том, как это все странно. Как странно любоваться  живописью или эстетским кино, когда где-то демонстрации, бурные протесты. Как это все в стороне! Я помню, что  в 91 году, во время путча, я просто не знал, что сказать в микрофон, потому что мне казалось, что все бесполезно, все бессмысленно.  И тут я прочитал, что Цветаева в 1918 году писала пьесу о Казанове. Я подумал, что в  этом тоже есть какая-то правильная позиция…
Но это лирическая преамбула. Я хочу обсудить с вами такой вопрос: что гуманитарная мысль может добавить, как  она может быть использована, как она может помочь  тому, что происходит в России, в  ее политической жизни?

Михаил Эпштейн: Когда я выступаю  перед американской или английской академической аудиторией  и  изъясняюсь на какие-то гуманитарные темы, скажем,  о лингвистике, о философии,  о том, что они должны иметь какое-то практическое измерение в своей  технологии,  мне, как правило,  задают вопросы: а как это соотносится с политикой, а как это соотносится с вопросом о власти? Это  то, чем американская академическая интеллигенция  больше всего  интересуется, начитавшись Фуко и Дерриды.
 
Александр Генис: Еще бы. Слово “власть” - ключевое слово   постмодернизма.

Михаил Эпштейн:  Да. И  здесь приходится  либо кривить душой, чего я не хочу, говоря о том, что  это способствует чему-то политически прогрессивному, или уронить себя в глазах коллег, сказав, что это не имеет к вопросу о власти и политике никакого  отношения. Но недавно  я нашел  другой ход, и он состоит в том, что вопрос о власти  нельзя сводить только к политической власти, что есть много властей в этом мире.   Есть власть музыки, есть власть слова, колоссальная власть, которая свойственна поэзии (Орфей музыкой и словом  завораживал своих слушателей), есть власть идей и понятий, растущая власть науки в нашем обществе, есть власть религии, и  так далее. И политика  это лишь  один   маленький сектор в этом круге властей.

Александр Генис:  Разве политика не объединяет эти власти? Что такое политика? Это от слова “полис”. Полис это всегда некое  объединение, и политика - это то, что объединят людей, позволяет   им жить вместе. Но разве все эти власти, которые вы описали, скажу я  как адвокат  дьявола, не входят в понятие политики?  Разве стихи или музыка, как у Платона, разве они  не входят в это государство, в эту идею?

Михаил Эпштейн:  Это действительно дьявольский, так сказать, вопрос.  Суть в том, что есть понятие культуры или цивилизации (но культура мне нравится больше).  Что такое политика? Это одно из проявлений или  подразделений культуры, наряду с религией, моралью, наукой, литературой, языком.  И  когда политика претендует на узурпацию всех остальных  ветвей культуры,  это называется тоталитаризмом. Тоталитаризм может быть  господствующим, как в Советском Союзе, тоталитарная система власти, а может быть таким революционно-радикалистским. Все, что вне политики, должно быть отметено.  Скажи мне, с кем ты, “с кем вы, мастера культуры”, идите на  баррикады,  и тому подобное. Это  тоже тоталитаризм.

Александр Генис:  Вообще-то русский авангард был склонен именно к  таким позициям, я имею в виду русский художественный авангард.

Михаил Эпштейн:   Знаете,  неизвестно, что там преобладало, то ли желание политизировать  искусство, то ли эстетизировать политику.

Александр Генис:  А это  - одно и то же, это взаимопроникающие  процессы. Я часто думал, что если бы Малевичу  дали власть,  было бы еще хуже.

Михаил Эпштейн:   Основоположником этой идеи считается Вагнер, вообще  - государство как произведение  искусства.

Александр Генис:  Он имел в виду не только государство, а всю жизнь воспринимал как произведение искусства – Gesamtkunstwerk,  тотальное произведение искусства.   Но это именно та мысль, которая  соблазняла и Гитлера с Муссолини.

Михаил Эпштейн:   Все-таки между Вагнером и  Гитлером или Вагнером и  Сталиным есть существенная разница. В случае Вагнера это была опера, это была   эстетизация политики.

Александр Генис:  …опера, а не оперы.

Михаил Эпштейн:   А во времена Сталина это была политизация всего, включая литературу.  Любая  из этих подсфер культуры  таит в себе  опасность тоталитаризма. Если религия, которая  пытается подчинить себе все, включая политику и искусство,  то это называется фундаментализм или клерикализм, если искусство все пытается себе починить,   то это эстетизм.  Эстетизм привлекателен в  сфере эстетики, но когда  мораль и все прочее подчиняются законам эстетики,  это гнусное искажение человеческой природы.  Или - сциентизм. Наука - прекрасная вещь, но когда наука претендует на то, чтобы все объяснить,  она вырождается в сциентизм.  То же с морализмом.  Человек не может  без морали, но когда  все сводится к вопросам морали и  художнику приказывается делать то или иное во имя….

Александр Генис:  Защищать добро любой ценой.

Михаил Эпштейн:   Да, если любой ценой, то это называется морализм.

Александр Генис:  Как  говорил Бахчанян, “Всеми правдами и неправдами жить не по лжи”.  Михаил, а какое это имеет отношение к  тому, что сегодня происходит в России?

Михаил Эпштейн:    Есть люди, призванные к этому, есть профессионалы в этой области, и я считаю, что задача интеллектуала… Как я определяю задачу интеллектуала? Прямо противоположно тому, как это делал Фуко. У Фуко  в одном интервью  есть такая мысль. Задача интеллектуала определяется, во-первых, его отношением к господствующим политическим силам, является ли он интеллектуалом на службе у буржуазии или пролетариата, во-вторых, своим отношением  к средствам производства и к производственным отношениям и, в-третьих, то же самое. То есть, и во-первых, и во-вторых, и  в-третьих интеллектуал определятся своей политико-социальной идентификацией.

Александр Генис:   В принципе, это марксизм.

Михаил Эпштейн:     Это марксизм,  распространенный, как это свойственно  западному  академическому сообществу, вширь - от классовой идентификации к прочим идентификациям: половой, гендерной, сексуальной, расовой.

Александр Генис:   Так или иначе, детерминизм присутствует.

Михаил Эпштейн:     Я считаю, что задача интеллектуала  - прямо противоположная. Это быть представителем универсального, и в этом смысле критичным к любой партикулярности, к  любой расе, к любой партии, к любому классу. Я это называю критической универсальностью. Дело в том, что универсальность, как таковая, подверглась  сильной критике с точки зрения  Фуко, с точки зрения марксизма. Дескать, не существует абстрактного гуманизма, есть  только классовый подход.
И в какой-то мере универсальность такого позитивного типа, которая говорит, что вот это универсально, вот эти ценности являются абсолютно универсальны, она  заслуживает такой критики.
Она заслуживала  критики с  точки зрения конкретных страдающих,  нуждающихся.

Александр Генис:   Это   то, что постмодернизм сделал с идеями просвещения,  сказав, что   они привели к фашизму. Но без идей просвещения было бы, может быть, еще хуже.

Михаил Эпштейн:     Я считаю, что это глупость большая считать, что   просвещение виновато в Освенциме.

Александр Генис:    Я тоже считаю, что это изрядная глупость. Хотя мы с вами когда-то выпустили в Америке книгу “Русский постмодернизм”,  но с тех  пор я сильно засомневался во всех этих  идеологических  построениях.

Михаил Эпштейн:     Я не думаю, что это основная мысль в постмодернизме, это такая периферийная мысль, но многие западные интеллектуалы, писатели  в 30-е годы считали, что Сталин это и есть Просвещение,  это и есть воплощение универсального  разума.

Александр Генис:    Конечно!  Бернард Шоу умер, глядя на портрет Сталина, а  Сартр считал, что воплощение разума это Мао  Цзэдун.

Михаил Эпштейн:     А сейчас уже постмодерное поколение стало отождествлять фашизм или коммунизм с универсальностью уже под отрицательным знаком, под  знаком минус. Но это то же самое наследие слепых западных интеллектуалов, которые почему-то равняли универсальность со сталинизмом. Какая там универсальность, когда речь идет о победе одного класса, одной расы или одной нации, если говорить о фашизме  и нацизме.

Александр Генис:    Так что  же должен делать интеллектуал по-вашему?

Михаил Эпштейн:     Я  считаю, что задача  интеллектуала - утверждать  универсальность не  канонического типа, а критического типа. Нет такой позитивной универсальности, а есть  универсальность, которая проявляется в нашем чувстве  и нашем осознании  недостаточности   любой культуры, любой идентификации. Это как катафатическая теология  и апофатическая теология. То есть одна  идеология говорит, что Бог есть то-то и то-то, а другая говорит, чем  Бог не является. Вот критически  универсальность  говорит то,   чем универсальность  НЕ является, она критикует  любую частичность.

Александр Генис:    А вы знаете такого интеллектуала?

Михаил Эпштейн:     Мне кажется, любой интеллектуал стремится к такой критической универсальности, если он достаточно осознает свою роль интеллектуала.

Александр Генис:    Я говорю о фамилиях. Для меня образцом интеллектуала в политической жизни,  особенно в такие  бурные эпохи, как наша, является Вацлав Гавел. Мне представляется, что это тот самый человек, который должен был управлять государством - и управлял им. Я помню, мы с Татьяной Толстой  решали, как сделать Россию счастливой. Решили, что  для этого Сахаров  должен был быть президентом, а Гайдар - премьер-министром. Осталось только  их  оживить и уговорить …
Скажите, пожалуйста, а как вы относитесь к той роли, которую интеллектуалы в современной России играют в политической борьбе? Мы видим, что главными героями неожиданно опять оказались писатели,  телевизионные ведущие, как Парфенов, или музыканты, как Шевчук. Это самые авторитетные люди – Акунин, Дмитрий Быков. Вам не напоминает  это 60-е годы, а потом уже и 90-е, когда поэт в России был больше, чем поэт? Каждый раз возобновляется одна и та же история.

Михаил Эпштейн:     Вот это как раз  гавеловское, и мне  это крайне симпатично.

Александр Генис:    А мне  - не очень, потому что Гавел пришел к политике, а  здесь, по-моему, политика приходит к поэзии. И я с ужасом  вспоминаю, что в 91-м году, когда власть оказалась в руках либеральных сил,  а это и были поэты – Евтушенко, все эти депутаты, они все были наши с вами друзья, это люди  литературы, культуры.

Михаил Эпштейн:     Это было при Горбачеве, но уже не при Ельцине.

Александр Генис:    Хорошо, но именно с них начиналась перестройка. И что  же они сделали? Они  отдали власть тем, кому она принадлежит сегодня. Значит, они не смогли ее реализовать в политике, преобразовать ее в политику.

Михаил Эпштейн:     Так  было и при большевиках.

Александр Генис:    Не повторяется ли эта ситуация, не значит   ли это, что процесс перехода из поэта в презенты, из драматурга, как это было с Галевом, в президенты, он не произошел. И  это, по-моему, самое важное – нет тех политических сил, которые могли бы  превратить  энергию протеста в нечто такое  конкретное и старомодное, как политическая партия, как это происходит в Восточной Европе, но не в России.

Михаил Эпштейн:     Это   трагедия интеллигенции: она выступает, в конечном счете, как обслуга  далеко не интеллигентных   лидеров, которые впоследствии захватывают власть и объявляют интеллигенцию “говном нации”.  Интеллигенция тоже колоссальное участие приняла в коммунистической революции. Но  на этом этапе, в самом начале нового  протестного движения, мне кажется, роль таких людей, как Акунин,  Парфенов  или Быков,  крайне привлекательной. И может быть, это и останется самым привлекательным в истории того нового революционного  витка, на который сейчас вступает Россия. Потом мы будем ностальгически вспоминать про это время.

Александр Генис:    Это  мне напоминает разговоры в эпоху перестройки.
- А что же мы  будем делать, когда перестройка кончится?
- Как что? Перечитывать журналы  времен перестройки.

Михаил Эпштейн:     Может быть, накопление этого опыта… Все-таки, это уже в третий раз. Сначала была революция 17-го года, большевистская, потом новая революция, перестройка,  и всякий раз это начиналось как интеллектуальное движение, интеллектуальный   марксизм или интеллектуальный либерализм,  а потом перехватывали  эту инициативу гораздо более профессионально  узколобые деятели. Может быть, перейдет качество в количество, и мы дозреем до понимания того, что   Гавел  должен стать президентом, а не только быть советником президента.

25.06.2012 23:00

Александр Генис

--------------------------------------------------------------------------------
Радио Свобода © 2012 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.


 

http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24624881.html