Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

31/05/2012

Александр Градский: «Не считаю мат чем-то плохим»

 В Волжском певец рассказал о правилах стеба, «Бурановских бабушках» и «Неформате».

«В первый раз я был у вас году в 75-м или в 76-м», – начал общение с публикой Александр Градский, – так что сегодня, пожалуй, мой последний концерт в Волгоградской области: за 37 лет я вам уже, наверное, надоел». Не надоел, судя по тому, как основательно (хотя и не аншлагово) был заполнен ДК «Октябрь» Волжского. И это при том, что дело было в среду. Правда, народ, собравшийся послушать знакомое и любимое, был несколько обескуражен, когда после ритуального «Как молоды мы были» музыкант стал исполнять песни из своего нового альбома «Неформат». Остро публицистичные, приправленные солеными словечками. Чутко уловив замешательство зала, Градский взял в руки гитару и восстановил лирическую линию. Голос певца по-прежнему силен и уникален, так что ностальгический вечер продолжился к взаимному удовольствию. Волжанки исправно дарили цветы, а певец удивлялся: «Надо же, у вас розы пахнут, а в Москве почему-то – нет». После концерта Градский дал специальное интервью нашей газете. – Александр Борисович, альбом «Неформат» вышел в 2011-м, до оппозиционных волнений, а большинство песен в нем – остро публицистичные… Почему? Время такое?

– Публицистичный? Да, пожалуй, там даже перекос в эту строну. Хотя есть там песни, написанные и десять, и пятнадцать лет назад. А насчет времени… не знаю. У Вознесенского, помните: «Какое время на дворе, таков мессия»?

– А ненормативная лексика зачем? Что, без мата о нашей жизни уже не скажешь?

– В обиходе, когда разговариваю с друзьями, я использую мат и не считаю его чем-то плохим. Заметьте, ни в одном языке больше нет такого обширного пласта нецензурной лексики, слов, признанных «плохими». Хотя оскорбление становится оскорблением, когда ты вкладываешь в него оскорбительный смысл. Русский язык богат, и бывают случаи, когда ненормативная лексика уместна, если ты хочешь оценить ситуацию жестче и точнее. Что же касается художественного текста, имеет значение, поэзия это или просто грубость. Стихи Маяковского - помните, про б... «с хулиганом да сифилис», опубликованы в его собрании сочинений. Пушкин писал о себе: «Опершись жопой о гранит с мосье Онегиным стоит». Ну, не мог Пушкин написать «попой»! Он писал в соответствии с художественным смыслом. Какая «попа», если речь идет о мужике. У женщины еще может быть «попа». Что же касается мата в моих песнях, я, признаюсь, сомневался, показывал разным людям, пытался придумать по-другому. Но 99% тех, с кем я советовался, сказали, что не надо ничего трогать.

– Недавно вышла книга ваших стихов «Избранное»…

– Просто решил опубликовать все, что я сочинял и пел на протяжении многих лет. Потому что столкнулся с тем, что люди, перепевая мои песни со слуха, перевирали какие-то слова. Потом это все попало в Интернет. И мне стали задавать вопросы: «Что вы имели ввиду, спев то-то и то-то». А это совсем не моя фраза! И я решил опубликовать, чтобы все знали, что на самом деле я пел. Хотя поэтом себя не считаю.

– Классика, романсы, рок – что вам ближе?

– Все. А вот джаз я не пою, хотя это не сложно для меня вокально. Просто – не мое. На самом деле, не так важно: классика, рок. Когда тебе удается добиться, что публика знает твое имя и фамилию – это самое главное. Имя и фамилия артиста – это целый мир, и больше не надо никаких эпитетов.

– «Бурановские бабушки» выступили на «Евровидении», и весьма успешно. Остались ли еще конкурсы, где важен голос вокалиста, а не шоу?

– Мне понятно, почему отправили именно их. Для европейской публики это фрик, эдакий прикол. А они не прикол, это милые чистые люди, которые любят петь. Делают они это не хуже, но и не лучше, чем бабушки в любой нормальной деревне. Поверьте мне, я в свое время ездил в экспедиции, собирал фольклор. Как-то неловко от того, что их используют как некий прикол. Но сейчас вообще время прикола, стеба.

– Постмодернизм продолжается?

– Думаю, да. Причем в какой-то уродливой форме. Чтобы над чем-то прикалываться, надо создавать непреходящие ценности. Условно говоря, для того, чтобы прикалываться над Моцартом, Мусоргским, Бабаджаняном, Пахмутовой, надо чтобы они были. И потом стеб тоже бывает талантливым или нет. Одно дело, работы Сальвадора Дали. Другое дело, когда какой-то сумасшедший рисует Христа с кока-колой, причем рисует плохо, потому что просто не умет рисовать. Когда ценностей нет, а просто стеб ради стеба – становится скучно. Что же касается конкурсов, то зачастую бывает, что побеждает какая-то чушь собачья. Еще начинают раскручивать, вбухивать деньги – все равно никто не слушает.

– Или, наоборот, все слушают…

– Да. Я порой сам хожу и пою рекламу какого-нибудь йогурта, потому что она постоянно в телевизоре. Даже самую дурацкую, плохо сделанную мелодию можно так засунуть в голову, что не будешь знать, куда от нее деться. Ну, мне-то ладно, как задурили голову, так я ее и очищу. А молодой человек?! Мы встали на тот путь, по которому движется европейский мир, теряя свою культуру: английскую, испанскую, французскую. Молодежь идет по пути примитивного развлечения, спортивного, тупого прыганья. Такое уже бывало в истории: разделение на высокое искусство для элиты и площадное – для народа. Но развитие идет по синусоиде: сейчас спад, значит, когда-нибудь будет и подъем.
 

P.S. «ИНТЕР» благодарит продюсерский центр «Арт-партнер» за помощь в подготовке материала. 
 
Чт, 31/05/2012 - 13:03


Год: 2012   Номер: № 21 (1000)
 

http://inter-volgograd.ru/node/4409