Аналитическое описание того, что происходит в эти дни и в столице, и в некоторых крупных городах России, опаздывает. Русский политический язык, привыкший оперировать «стратегическими задачами» с одной стороны и «жуликамииворами» с другой, не умеет рассказать о новом формате взаимодействия общества с самим собой.
Власть ошибается, полагая, что гуляющие по улицам столицы пытаются до нее достучаться, а она пока раздумывает, что же именно им ответить. То ли разогнать, то ли по голове погладить, то ли осторожно «начать диалог».
Уже нет. Поздно. Акцию «оккупайабай», которая сделала малоизвестного Абая Кунанбаева чуть ли не главным поэтом современности, ругают за аполитичность и неумение выдвинуть ясные задачи, но именно в этом и состоит главная сила новых протестующих. Со стандартной политологической точки зрения речь идет, конечно, о слабости, провале и завершении начавшейся в декабре истории. Очевидно, что после беспорядков на Болотной площади 6 мая, Алексея Навального и Сергея Удальцова посадят по уже уголовной 212-й статье, и в этом случае, как бы «обезглавленный» протест вынужден будет «слиться».
Но из этого кризиса коллективные горожане выходят победителями. Они нашли гуляния, нашли друг друга, нашли свои лекции, лежания на траве с ноутбуками, своих писателей и своих поэтов. И эта среда, над которой пытаются взять шефство то Сергей Пархоменко, то Илья Яшин, может существовать уже безо всякого шефства, и никому никаких требований не предъявлять.
«Мы просто хотим иначе», - это послание уже не власти, а обществу крупных городов, которые пока посматривают на Москву с боязливым вниманием, но уже очень скоро начнут перенимать «передовой опыт».
Людям ведь на самом деле не нравятся не только отсутствие социальных лифтов или слабое представительство в парламентах всех уровней тех или иных партий – все это частности, как раз неплохо преодолеваемые. Нет, новый протест говорит совсем об ином. О том, что жизнь в России устроена пусть и ладно, но несправедливо. О том, что несправедливость эта уже не только экономическая (о разрыве в уровне жизни заговорят на протестах осенью), но и этическая, мировоззренческая, какая угодно.
На этот тезис о несправедливости власти нечего ответить. Не только потому, что полицейские в регионах спокойно ездят на Audi TT, но и потому, что во время инаугурации на улицах почему-то не оказалось людей. Они ведь искренне голосовали за Путина, получив в ответ телевизионную картинку.
Общество, не умея понять ни первого примера, ни второго, просто махнет рукой, да и обустроится как-нибудь. Кто на Чистых Прудах, кто у Исаакиевского собора, кто на площади в Екатеринбурге, кто перед зданием администрации в Новосибирске. ОМОН может, конечно, разогнать одних, других, третьих, но половину страны не разгонишь, а телевизором эту болезнь уже не вылечишь.
Не будет никаких политических требований. Общество и власть начали дрейф в разных направлениях довольно давно, но только теперь это расхождение оформляется так явно. Это не то, чтобы очень хорошо или очень плохо, это просто логика развития общественной жизни, и с ней невозможно спорить.
У оппозиции действительно нет никого, кто мог бы прийти на смену Владимиру Путину, сформировать новое правительство, привести во власть новую команду. Но ведь и у Владимира Путина нет никого, кто мог бы ради него прийти в городской сквер и читать лекции о политике и партийном строительстве. Сторонники, конечно, есть, и их даже большинство, но превращение большинства в меньшинство – процесс куда более быстрый, чем может показаться на первый взгляд.
Опыт всех мировых революций доказывает, что отсутствие кандидатов на министерские посты не слишком критично, а вот отсутствие просто лежащих на лужайках сторонников почти всегда, к сожалению, рано или поздно оказывается решающим.
Михаил Бударагин, заместитель главного редактора газеты "Взгляд"
14 Мая 2012, 15:41:32
http://mnenia.ru/rubric/society/okkupay-kak-predchuvstvie/