Лекция о поведении в социальных сетях, прочитанная студентам Британской Высшей Школы Дизайна.
Новые чувства, которые испытывает человек в социальных сетях. Проблема интернет-зависимости, а также отождествления личности и профиля. Основные причины, по которым людей тянет в социальные сети. Принципы общения в социальных сетях. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус.
Источник: Сossa.ru
Часть 1
Потребности и поведение людей в социальных сетях
Теория «лайков» — почему пользователи ставят лайки и хотят их получать?
«Лайк» — это самый простой способ получить и выразить поглаживание в интернете.
1.Потребность в поглаживании
В психологии есть понятие поглаживания.
Поглаживание — действие, при котором человек направляет свое внимание на партнера, и, обращаясь к нему, сигнализирует о том, что признает его присутствие или его самого как личность. Партнер при этом испытывает те или иные эмоции и чувства. Поглаживание — это не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание — это и улыбка, и комплимент, и поддержка, и слова, и активное слушание, подчеркивающие значимость человека.
Есть мнение, что поглаживания — это потребность, такая же, как и потребность в пище, воде, воздухе, тепле. Недостаток в поглаживаниях делает людей эмоционально уязвимыми и подверженными манипуляциям.
Человек, которому не достает поглаживаний, тратит огромное количество энергии на то, чтобы удовлетворить свой «голод» по поглаживаниям.
Поглаживания люди получают самыми разными способами. Одни становятся усердными и ответственными сотрудниками. Другие заслуживают поглаживания в драках. Третьи привлекают к себе внимание, тщательно следя за своей внешностью. А четвертые получают поглаживания, манипулируя другими.
2.Способы получения поглаживаний
По способу получения поглаживания бывают:
Безусловные — поглаживания, получаемые за то, что человек есть такой, какой он есть.
Условные — поглаживания, которые человек получает за то, что он что-то делает или не делает.
3.Условный рефлекс поглаживания
Социальные сети учат принципу, что любовь можно только заслужить. В социальной сети нельзя поставить человеку «like», просто за то, что он есть.
Чтобы получить любовь («like»), одобрение, похвалу или привлечь внимание, нужно обязательно что-нибудь сделать. Запостить смешную картинку, написать интересный пост, расшарить новость, сменить аватарку, показать новые фотографии. Когда пользователь постит, это показывает, что он живой, что его можно любить и с ним взаимодействовать. С пользователями, которые находятся на обочине новостной ленты, взаимодействовать получается мало.
Социальная сеть не позволяет поставить «like» человеку просто за то, что этот человек есть. Можно поставить «like» только действию или качеству человека.
4.Социальные сети и отношение
Люди, у которых гармоничные отношения в семье и в личной жизни, не нуждаются остро в поглаживаниях и их активность в социальных сетях намного меньше, чем у людей, которые социальными сетями замещают пробелы в личной жизни. Также активность таких людей направлена не на поиск одобрения, а на получение информации и общение.
Почему люди ставят «лайки»
1.«Лайк» как невербальное общение
«Лайк» — это удобной способ заявить о себе. Выразить свое присутствие, не вступая в переписку. Комментарии требуют ответа, на написание и ответ теряется время. На «лайк» не надо тратить время и энергию.
Люди используют «лайки» для привлечения к себе внимания. Иногда они не могут высказаться другому человеку лично, но если разделяют его взгляды, то часто не против показать это. Можно поставить «лайк», выразив таким образом причастность к мнению автора поста.
2.Тенденция к невербальному общению
Вербальный язык в интернете заменяется языком жестов. С ростом информации понадобился новый язык коммуникации. Люди все меньше комментируют и все больше лайкают. «Лайк» — лаконичное выражение отношений. Специалисты замечают тенденцию, что становиться меньше комментариев, но больше перепостов и «лайков».
3.«Лайк» как комплимент и способ обратить внимание
«Лайк» — это еще и удобный способ выразить комплимент человеку, обратить на себя внимание и, может быть, впоследствии познакомиться лично.
Механизм:
Знакомство с незнакомыми людьми пользователи социальной сети начинают с «лайка» — лайкают пост, и только потом пишут сообщение или добавляют в друзья. Сначала комплимент, потом разговор.
4.Функции кнопки «like»:
- социальное поглаживание: если его не хватает в реальном мире, то пользователь постоянно возвращается в сеть и добивается внимания там. В социальной сети поглаживание получить легче;
- невербальное общение;
- хранение информации;
- выборка новостей для Facebook;
- продвижение новостей внутри социальной сети.
Проблема лайка
Кнопка «лайк» — кнопка одобрения, и этот глагол является препятствием для расшаривания некоторых новостей. Именно поэтому одно время facebook планировал разрешить пользователям создавать свои глаголы для кнопки «лайк».
Однажды мне написал знакомый с Украины. Он помогает фонду помощи детям сиротам. Они интегрируют новости в социальные сети, и сталкиваются с проблемой, что, например, ставить «лайки» на статью «Лизе Н. требуется переливание крови», как минимум, сомнительно.
Они задались вопросом, что будет, если запустить аналог «лайка» — кнопку с формулировкой «меня это волнует» или «меня беспокоит это».
Решение
1. Понять, что будет делать такая кнопка;
2. Выбрать такой глагол, чтобы вызвать диссонанс между действием и нажатием кнопки.
В социальной психологии есть понятие, что если человек дал обещание что-то сделать, то он сделает это с большей вероятностью, если не дал обещание.
Роберт Чалдини в «Психологии влияния» писал о том, что человек, скорее всего выполнит действие, если дал обещание, чем если не дал, потому что люди последовательны в своих действиях, и хотят казаться такими перед самими собой.
На сайтах Афиши или Look At Me в анонсах вечеринок кнопка «я пойду» введена именно по той же причине. Это — тоже обязательство.
В данном случае можно ввести кнопку «я помогу», при нажатии на которую выпадал бы список c вариантами помощи. Потом все новости, которые отметил пользователь, собирались бы в одном месте по типу to do list, где их можно было бы просматривать.
Часть 2
Почему людей притягивают социальные сети
1. Прокрастинация
Одна из причин нахождения человека в социальной сети — прокрастинация.
Прокрастинация — откладывание на потом неприятных дел и мыслей.
2.Механизм прокрастинации
Перед человеком встает задача, к которой надо приложить усилия, затратить энергию, задуматься или преодолеть страх. Мозг увиливает от затрачивания энергии и вместо решения задачи предлагает человеку — иди в интернет, в социальную сеть, там не надо ничего делать, просто наблюдай и общайся.
Если не контролировать процесс, то человек вместо дел начинает проводить время в социальной сети.
3. Душа
Чтобы понять следующий пункт, представим, что у человека есть душа. Есть ли она на самом деле или ее нет — это вопрос уже религиозный. Пока, для удобства, воспользуемся этой метафорой.
4. Вложение души
Человек живет в мире, раздавая людям и явлениям вокруг себя частицы своей души. Когда люди встречают симпатичного человека, то вкладывают в него часть своей души. Теперь им небезразлично, что происходит с близким им человеком. Если он далеко, или неизвестно, как у него идут дела, то приходит беспокойство, начинает болеть душа. Пример — родители и дети, влюбленные, домашние животные, даже страна или известные люди, да и просто предметы. Душа может вложиться в кого и во что угодно. Вкладывают душу неравнодушные люди. Вложение происходит, если человек проходит путь знания и понимания. Человек вкладывается в других — любовью, страданием, воображением, наблюдением. Люди добавляют в друзья тех, кто им интересен, или тех, кого знают лично. В кого вложились душой в реальном мире. Теперь частица их души находится в другом человеке, и человек не может просто отпустить другого от себя, ведь он вложился в общение временем, силами и откровенностью.
5.Собрать душу в одном месте
Любой человек хочет обладать всей своей душой. Он хочет удерживать точки вложений всегда перед своим взором. Но его душа распылена по миру, по людям, по идеям, по предметам. Марк Цукерберг придумал место в интернете, где каждый человек может собрать душу в одном месте. В Facebook есть возможность удерживать всю свою душу перед взором каждый день, каждую секунду. Социальная сеть — это то место, где собирается растраченная по миру душа. Когда человек читает ленту новостей — он удерживает перед взором свою душу.
6.Желание обновить страницу
Люди убрали части души в интернет. И теперь в оффлайне у пользователей возникает тревога — в живые части их души «втыкают иголки», а они не знают об этом. Душа требует защиты, немедленных реакций на раздражители, но когда люди в оффлайне, они не могут следить за душой, которая заключена в интернете. У них появляется желание проверить свой профиль в социальной сети, чтобы узнать, что с ним произошло за время отсутствия. Это как с девушкой. Когда ее нет рядом, хочется знать, что с ней происходит каждую секунду. Желание удалить профиль может происходить от желания снять с души это состояние неизвестности и неопределенности.
Почему еще людей тянет в социальную сеть
1. Бегство от одиночества
Постоянное общение с друзьями ворует людей у самих себя. Вместо того, чтобы обратиться к самому себе, нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого одиночества в поверхностное общение в социальной сети.
Булимия — это болезненное обжорство, жажда еды, никогда не удовлетворяемая. Подобное времяпрепровождение можно назвать булимией социального общения.
2. Ревность и социальные сети
Люди хотят знать о близком человеке все. Обо всех его делах, контактах, поведении. И люди часто ходят по страницам социальной сети, чтобы отслеживать поведение близких их людей. Желают охватить человека всего, всю его жизнь.
Те точки, на которые распылен человек в социальных сетях, представлены структурировано — вот фото, вот стена, вот чужие сообщения. Человек хочет в один момент охватить все это, но существо восприятия таково, что оно не может удержать все в одном взгляде. И начинается бег по точкам, который рождает иллюзию контроля, что мы видим всего человека.
Человеку может не нравиться, что кто-то еще вступает с его партнером в акт познания. Если кто-то выложил девушке на стену песню, это значит, что существуют невидимые точки, в которых она существует с этим человеком, и они скрыты, а может в них она испытывает неземные удовольствия или душевные переживания, которые не испытывает со своим партнером. Мысли об этом могут тревожить, может тревожить это незнание, эта невозможность охватить человека всего целиком в акте познания или желании контроля.
3. Привычка общаться
Вложение души — это положительное явление. Но люди заходят в социальные сети еще и из-за привычки. Если сначала люди вкладываются в живые судьбы людей, то потом, вместо удивления и вложения, начинают жить прохладно.
Сначала шли читать ленту, потому что вложились, а потом идут читать, потому что привыкли.
Часть 3
Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
В качестве примера возьмем обычного человека, жителя России, с проблемами в эмоциональном и личностном развитии — с недостатком внимания в семье, в отношенияx, и желанием это внимание получить.
В семье и в отношениях достаточного внимания он получить не может — от него только требуют, чтобы он что-то отдавал.
Все проблемы нашего героя разрешимы. Но для того, чтобы разрешить их в реальном мире, нужно работать, нужен самоанализ, отдача, преодоление барьеров и налаживание отношений, отказ от каких-то привычек.
А под рукой — интернет. Тогда наш герой проецирует свою жизнь в социальную сеть и там, в ментальном мире, ищет себе любовь и утверждение своей личности — постоянное подтверждение своего существования, получения социальных поглаживаний, поиск внимания со стороны других.
Но так как реально страсти и желания человека в интернете не развиваются, а только замещаются и подавляются, то у человека проблемы недостатка внимания не разрешаются. Ко всему еще прибавляется еще и задержка развития личности.
Появляется интернет зависимость. Личность стоит и не развивается — развивается ум, развиваются ментальные навыки, но развитие ответственности, понимание себя и забота о других замораживается.
Отождествление личности и профиля
Из этого кейса можно вывести существование такого явления, когда человек отождествляет свою личность со своим профилем в социальной сети, что тормозит развитие личности человека и может вызвать интернет-зависимость.
Причины:
Человек недоволен своей жизнью, своим телом, своими отношениями с окружающими, а тут рядом — виртуальный мир, в котором нет тела, и можно свою личность показывать только с тех сторон, которые человеку удобны.
Последствия:
Личность человека не статична. Человек меняется. Человек — это сумма дел и мыслей за день.
Механизм:
Статические профили социальных сетей обманывают наблюдателей.
Пользователь оставляет сообщение на стене, но это уже не он — он изменился, написав данное сообщение. Мертвые, статичные структуры личных страничек, притягивающие жадные до ревности взгляды пользователей, не меняются под воздействием сообщений.
Человек, написавший сообщение, уже не тот человек, который садился его писать. Автором сообщения является не недвижимый субъект, а тот, кто рождается самим сообщением внутри него.
Личность размыта, она творится в процессе передачи сообщения, и ее нельзя выразить конкретным снимком, как это делают социальные сети.
Когда автор пишет роман, роман меняет автора. Часто только в процессе написания книги писатель понимает, что он хочет ею выразить.
Идеальная социальная сеть — это сеть без профиля. Профиль в ней — это передаваемые сообщения. Это можно увидеть на примере Живого Журнала.
ЖЖ можно сравнить со стволом дерева — он растет из корней, ствол интересно исследовать — можно пройти от самых корней до верхушки, проследить рост ветвей, прочитать историю. ЖЖ раскрывает жизнь человека как книгу.
Профили в социальных сетях больше похожи на мгновенный срез ствола — в сечении видимы кольца настоящего, но не видно истории их возникновения, не видно развития. ЖЖ всегда интереснее и глубже показывает жизнь человека.
Timeline в Facebook
Пять лет подряд графический дизайнер Николас Фелтон выкладывает на всеобщее обозрение красивые отчеты на тему «Как Николас Фелтон провел этот год». Сколько песен послушал и книг прочитал, куда съездил, с кем познакомился, и что они вместе ели и пили. Печатные версии этих схем он предлагает купить за 20–60 долларов. Когда про Фелтона узнали в руководстве Facebook, его тут же позвали на работу делать новый интерфейс.
Timeline показывает — для того, чтобы оставить заметный след в виртуальном пространстве, надо сделать реальные изменения в физическом мире.
Профиль вносит реальное время в социальную сеть. Теперь профиль стал динамичным — мы видим изменения, причем они связаны с реальными изменениями, происходящими с обладателем профиля.
Новый профиль — это мостик между реальным миром и интернетом. Пользователю показали — хочешь изменений у себя в профиле — изменяйся в реальном мире: передвигайся, фотографируйся, заводи и развивай отношения.
Часть 4
Принципы общения в социальных сетях
На каких принципах основано общение в социальной сети, и в чем истоки чувств, которые испытывает человек при электронной коммуникации?
1. Ожидание
Поведение пользователей в социальной сети часто определяется ожиданием. У каждого человека есть вполне нормальное желание получить ответную реакцию на свои действия.
Поведение человека в социальной сети выражается следующей схемой:
На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие.
2.Время ожидания
В ответ на действие в социальной сети образуется период ожидания реакции, причем неизвестно, закончится ли ожидание реакцией или нет. И, если закончится, то какой.
Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие — лайк, дискуссию или перепост?
3.Большая комната
Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности — заметили окружающие выкрик или нет.
Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций. А завершить их можно, только если вернуться в социальную сеть.
4. Незнание
Полный смысл передаваемого сообщения в социальной сети теряется.
Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров.
В социальных сетях восприятие только вербальное.
При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает — дружественную улыбку или саркастический смех?
После общения в социальной сети часто остается чувство недосказанности. Этакие незавершенные мини-гештальты. Невыраженность всех мыслей и чувств. Ощущение, что внимание собеседника кто-то ворует. От всего этого теряется полный смысл передаваемого сообщения.
И вроде бы сказано все, и понято, а ощущение недосказанности остается. И остается оно не из-за того, что остались не проговоренные слова. Это ощущение возникает из-за желания и невозможности вложить в сообщения невербальные составляющие — мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.
5. Неопределенность
При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или (о, ужас!) она общается с кем-то другим. Неизвестно — те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене — лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.
Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.
6.Совпадения настроения. Готовность общаться
Социальные сети решают проблему синхронизации человеческих состояний. Как и частная переписка.
В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение — в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.
В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.
Осознав свои ошибки, приняв решение вечером, что он станет лучше, будет заниматься, Марсель с этими мыслями, проснувшись утром, бросается в объятия матери. Она же в это время, находясь в другой душевной точке, его вдруг отталкивает. И Пруст замечает: как часто мы не синхронизированы, не совпадаем в точках, мы любим тогда, когда нас не любят. (Мераб Мамардашвили «Лекции о Прусте»)
Отправил бы Марсель письмо, вместо того, чтобы кидаться в объятия — видать, его мать и нашла бы время и настрой, чтобы ответить на сообщение как надо.
Правда, сообщение не передало бы всех чувств маленького Марселя.
7.Состояние офлайн и онлайн
Одна моя знакомая познакомилась с молодым человеком. У них два дня шла активная переписка. На третий день я получаю днем от нее сообщение: «Он сидит в онлайне и не пишет». И девочка начинает напрасно волноваться: «Он обо мне не думает, он мне не пишет, потому что я ему перестала быть интересной».
Это частый пример неправильного понимания состояния онлайн. В современном мире состояние онлайн означает только одно — у человека включен компьютер. Находится ли он за ним, чем занимается и готов ли общаться — все это состояние онлайн не показывает.
Круги общения
Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:
- я и другой
- я и друзья
- я и все остальные
Социальная сеть для двоих
Для первых двух групп разработан функционал общения в сети, а для третьей группы мы имеем только личные сообщения.
Можно было бы предположить, что в будущем будут возможности соединить две личности в локальную сеть с ограниченным доступом. Это предположение основано на аналогии в жизни — связи между двумя людьми не ограничиваются сообщениями, есть еще какие-то общие аспекты, которые живут в человеческом сознании и материальном мире.
Наверное, подобный сервис мог бы быть чем-то похожим на общую стену, доступ к которой имели бы только два участника.
Можно предположить, что социальное уединение активно использовали бы влюбленные парочки — это как раз то пространство, когда третий лишний.
Сейчас в ВКонтакте, например, сообщения влюбленных на общей стене выглядят, по крайней мере, странно — это как двое целующихся за столом на деловой конференции.
Продолжение лекции будет опубликовано на Cossa.ru
Дмитрий Соловьев четверг, 15 марта 2012 года, 17.15
http://www.chaskor.ru/article/chelovek_v_sotsialnoj_seti_27237