К. ЛАРИНА: Показываю маечку Сетевизору. Товарищи, мне прислали маечку, белую.
О. СЕВЕРСКАЯ: На которой написано что-то страшное.
К. ЛАРИНА: Это самый главный цвет сезона – белый. На маечке написано «Мы стали более лучше одеваться». Это «Говорим по-русски». Ты же понимаешь, откуда этот слоган. Света из Иваново нам подарила счастье этой зимой. А на обратной стороне маечки еще один слоган этой зимы – «Да или нет?» (СМЕЮТСЯ).
О. СЕВЕРСКАЯ: О слоганах в политическом смысле мы еще поговорим.
К. ЛАРИНА: У нас сегодня будет политико-поэтический эфир.
О. СЕВЕРСКАЯ: Я надеюсь, все помнят, что мы стали лучше одеваться, лучше говорить по-русски и так далее. Прости, я не могу. Потому что у нас такие доверчивые слушатели… Они тебя сейчас послушают…
К. ЛАРИНА: Они не меня слушают. Они слушают Свету из Иваново, и правильно делают.
О. СЕВЕРСКАЯ: У нас сегодня лирико-поэтический эфир, лирико-политический. Начнем мы все-таки с того, что сегодня широкая масленица.
К. ЛАРИНА: Сегодня Прощеное воскресенье.
О. СЕВЕРСКАЯ: Это в свое время. А у нас был масленичный вопрос к «Открывашке». О чем-то ненужном мы говорим – с боку припека. Именно припека. Это выражение пришло к нам из языка пекарей. Потому что у пирогов, у булок, у блинов эти самые припеки были. И что такое эта самая припека? Подгоревший краешек, начинка или прилепившийся кусочек теста. Есть умные дети, которые уже ответили, их четверо.
К. ЛАРИНА: ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
О. СЕВЕРСКАЯ: Тот, кто позвонит нам в прямой эфире 363-36-59, тоже получит дивно красивую пушкинскую книгу «Повести Белкина» Пушкина.
К. ЛАРИНА: Я включаю телефон. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Это кусок теста.
О. СЕВЕРСКАЯ: Правильно. Это именно кусочек теста, который прилепился, и получился не аккуратненький либо пирог, либо блин, либо булочка. Не путать припеку, вот этот кусочек теста, с припеком, с чем пекут блины. Блины пекут с припеком, что-то сначала поджаривая на сковородочке, заливая это блином, вот это называется блин с припеком. Слышала когда-нибудь, как у нас собеседник реагирует на реплику «Я тебя услышал».
К. ЛАРИНА: Это не собеседник так реагирует, а власть российская так обычно реагирует.
О. СЕВЕРСКАЯ: Мы вас услышали.
К. ЛАРИНА: Когда после митингов оппозиции они говорят: «Мы вас услышали».
О. СЕВЕРСКАЯ: Я прошу перевод на русский. Что-то царапает ухо, это не совсем по-русски. Там есть три варианта перевода.
К. ЛАРИНА: У меня такое подозрение, что я бы проголосовала за все три. Так или иначе они все три правильные.
О. СЕВЕРСКАЯ: Тем не менее, что это означает? Я всё понял, я подумаю, я сделаю так, как ты хочешь.
К. ЛАРИНА: Откуда ты знаешь, что это именно так? Ты мне объяснишь это потом?
О. СЕВЕРСКАЯ: В «Альманахе» объясню в конце часа и тебе лично, когда он пойдет в эфир.
К. ЛАРИНА: Оля Северская просит перевести на русский язык сказанную по-русски же фразу «Я тебя услышал». Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ2: Я подумаю.
К. ЛАРИНА: Вы попали.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы абсолютно правы. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ2: Светлана.
К. ЛАРИНА: Светлана, может быть, вы обоснуете, скажете, почему именно так вы ответили.
СЛУШАТЕЛЬ2: Судя по этим митингам, ничего другого они и не сделают, только подумать могут.
О. СЕВЕРСКАЯ: Светлана, вы получаете роман Юрия Арабова «Орлеан. Невероятный роман о городе, которого нет на карте».
К. ЛАРИНА: А сейчас научное обоснование ответа.
О. СЕВЕРСКАЯ: Научное обоснование такое, что это калька с английского – I heard you. И это используется в офисном жаргоне, в жаргоне рекламщиков, о котором и пойдет сегодня речь в «Альманахе».
К. ЛАРИНА: Типа хорошо, но не обещаю.
О. СЕВЕРСКАЯ: Типа ты говорил, я слышал, что ты говоришь, а сам себе на уме. Что мы делаем дальше?
К. ЛАРИНА: Мы можем анонсировать разговор с нашими слушателями, поскольку он требует подготовки, тот самый случай, когда нужно подготовиться, чтобы вспомнить поэтическую цитату, – почему мы говорили про поэтический и политический эфир. Поскольку Владимир Путин процитировал в своем зажигательном выступлении в «Лужниках» стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», конкретно четыре строчки.
О. СЕВЕРСКАЯ: Я могу прочесть. «Я хочу вас всех поблагодарить за поддержку, и всех, кто здесь на стадионе находится в Лужниках, и за его стенами. И всех, кто поддерживает нас в каждом уголке нашей огромной великой Родины. Я не могу обнять каждого из вас и каждому пожать руку. Но я все вижу и благодарю вас и за поддержку, и за моральную помощь. Благодарю вас за каждый ваш голос. Мы еще очень многое должны сделать для России».
К. ЛАРИНА: Оля, ты так читаешь, что я верю каждому твоему слову. Если бы ты это говорила, я бы поверила каждому твоему слову. Видно сразу честного, порядочного человека.
О. СЕВЕРСКАЯ: Дальше. «И мы будем делать это, опираясь на талант нашего народа, на нашу великую историю, которая написана потом и кровью наших предков. В этом году мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинской битвы, и как не вспомнить Лермонтова и его чудо-богатырей? Мы помним эти слова еще с детства, со школы, помним этих воинов, которые перед битвой за Москву клялись в верности отечеству и мечтали умереть за него. Помните, как они говорили? И Есенина будем помнить, будем все помнить наше величие. Так вот, вспомним эти слова:
«Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».
Битва за Россию продолжается, победа будет за нами!
К. ЛАРИНА: Много Оля процитировала. Наши слушатели уже наизусть знают эти строки волшебные, поскольку мы их обсуждаем с 23 числа каждый день. Нас тут волнует именно стихотворение – четыре зарифмованные строчки. Я спрашивала у многих журналистов, экспертов, пыталась понять, кто писал эту речь Владимиру Путину. Все как один меня уверяли, что это его авторское произведение абсолютно, что он никому в этом смысле не доверяет, сам решил, сам написал. Видимо, какие-то узловые точки в речи обговаривались, тезисно, а так всё сам, в том числе и цитата. Поэтому, конечно, возникает вопрос – почему именно эти строчки пришли ему на память в этот день 23 февраля 2012 года, за неделю до президентских выборов, почему он призвал всю Россию, всю паству, весь свой электорат умереть сейчас же, немедленно под Москвой – умремте ж под Москвой. Мы хотели вас вот о чем спросить.
Это не первое поэтическое произведение, которое участвует так или иначе в предвыборной кампании. Те, кто следит за предвыборными роликами, видят в телевизоре один из роликов за кандидата Зюганова, в котором его доверенные лица по очереди по строчке читают фрагмент стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд». «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена». Я сократила, но понятно, что это за стихотворение. Кстати, один из самых лучших роликов. Света Ростовцева со мной согласна. Он очень естественный. Видно, что люди это делают искренне, что они, действительно, поддерживают того кандидата, за которого предлагают голосовать. И самое главное – они понимают, какой смысл вкладывают в эти строчки. Там Сергей Удальцов, там Роман Костомаров, чем меня несказанно удивил, фигурист, участник «Ледниковых периодов», Николай Губенко, Юрий Назаров, который, по-моему, в двух избирательных кампаниях участвует.
А вопрос к вам такой. Дорогие друзья, какие вам на ум приходят поэтические строчки, которые подходят к нынешнему моменту? Какое стихотворение вы бы использовали сегодня, если бы у вас была возможность выступить по телевизору? На чей поэтический опыт сослаться? Кто из поэтов, какое стихотворение, как вам кажется, наиболее подходит к сегодняшнему дню? Именно такая поэтическая ассоциация с сегодняшним днем в России – какие стихи приходят вам на ум? Кого бы вы процитировали тому же Владимиру Путину? Что бы вы ему в ответ прочитали? Мы почему заранее это всё говорим? Потому что это требует подготовки. Напомню, это мы по телефону будем делать через некоторое время. Призы подготовила для вас Оля, тоже поэтические.
О. СЕВЕРСКАЯ: Это Марина Цветаева «Тебе - через сто лет», стихотворение-поэма, читает Светлана Кузьмина, и «Избранные стихотворения» Иосифа Мандельштама, читает Вадим Максимов, студия «Ардис», два диска, такой лот мы предлагаем вам за это.
К. ЛАРИНА: Может, нам уже почитать стихи? Мы так долго говорили, людей настроили, они уже с нами идут по этой поэтической дороге. Я давай на тебе потренируюсь. Какие у тебя поэтические ассоциации с текущим моментом?
О. СЕВЕРСКАЯ: У меня была ассоциация именно что «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья», но совершенно не в кампании Зюганова я участвую при этом.
К. ЛАРИНА: Ты в кампании Пушкина.
О. СЕВЕРСКАЯ: Да, я в кампании Пушкина. Еще Марину Ивановну могу процитировать: «Если душа родилась крылатой, Что ей хоромы - и что ей хаты, Что Чингисхан ей и что ей – орда».
К. ЛАРИНА: Это типичные представители гнилой интеллигенции, которая всем своим видом, в том числе поэтическим, показывает, что она над схваткой. Я правильно тебя понимаю, ты над схваткой?
О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, у меня есть свой кандидат в президенты на этих выборах.
К. ЛАРИНА: Но всё равно ты хочешь смотреть на это с высоты птичьего полета, если душа родилась крылатой, что ей Путин и что ей Зюганов.
О. СЕВЕРСКАЯ: Честно говоря, да. Потому что моей души у меня никто не отберет.
К. ЛАРИНА: Смотри, какие у меня стихотворения для текущего момента, которые мне пришли в голову сегодня, когда мы с Ольгой придумали эту тему.
«Трусоват был Ваня бедный
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит,
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал; - шагнуть не может.
Боже! думает бедняк,
Это верно кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем.
(Помните, он говорил: «Что мне, землю есть из горшка?»
Что же? вместо вурдалака –
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.
Хорошее стихотворение?
О. СЕВЕРСКАЯ: Замечательное. Тонкие у тебя ассоциации.
К. ЛАРИНА: У меня тут же за этим шла ассоциация с Корнеем Ивановичем Чуковским, «Тараканище». Это огромная поэма, читать которую смысла нет, вы всё ее знаете. Итак, дорогие друзья, давайте ваши поэтические ассоциации. У нас будет беспроигрышная лотерея.
О. СЕВЕРСКАЯ: Будем дарить Цветаеву и Мандельштама, 6 часов стихов.
К. ЛАРИНА: Ваши поэтические ассоциации с сегодняшним днем. 363-36-59. Какие строчки вам приходят на ум? Уважаемые друзья, которые пишут стихи, очень вас просим, все-таки мы принимаем цитаты известных и профессиональных поэтов. Вы, конечно, пишите, можете присылать свои стихи на смс или на наш сайт, милости просим, но только не сейчас. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ3: Добрый день. Сергей. У меня возникает ассоциация с басней Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
К. ЛАРИНА: Ответ всем кандидатам. Сергей, мы вам дарим подарок. Спасибо вам. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ4: Здравствуйте. Ольга. У меня есть строки Александра Блока.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
К. ЛАРИНА: Оля, какая-то обреченность слышна в ваших цитатах. Почему вам кажется, что ничего не изменится?
СЛУШАТЕЛЬ4: Мне кажется, что-то должно измениться, но ничего не изменится.
К. ЛАРИНА: Повторится всё как встарь.
СЛУШАТЕЛЬ4: Да.
К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое за эту поэтическую ассоциацию. Вы тоже получаете от нас подарок в виде дисков со стихами Мандельштама и Марины Цветаевой. Еще звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ5: Здравствуйте. Я Валера из Кирова. Первое, что пришло в голову. Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная плешь. Очень похоже. Единственное, что вопреки вашим правилам, я бы добавил свой конец. Но я бы вырвал ей печенку, чтобы родины…
К. ЛАРИНА: Кошмар какой.
О. СЕВЕРСКАЯ: Кошмар какой.
К. ЛАРИНА: А чье это стихотворение про собачонку?
СЛУШАТЕЛЬ5: Маяковского. Там было: «Из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!»
К. ЛАРИНА: Точно. Хорошее стихотворение-то. Я уж испугалась, будто вы это написали. Спасибо, Валера из Кирова. Принимаем Маяковского в компанию?
О. СЕВЕРСКАЯ: Принимаем. Какие-то пессимистичные они очень.
К. ЛАРИНА: Кто у нас был? Крылов, Блок, Маяковский. Очень пессимистичные стихи. А настроение улавливается, скажи? Во всяком случае, аудитории, которая нас слушает. Давайте еще. 363-36-59. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ6: Алло. Меня зовут Маша.
К. ЛАРИНА: Здравствуйте, Машенька. Ты тоже хочешь нам что-нибудь прочитать в стихах про сегодняшнюю жизнь?
СЛУШАТЕЛЬ6: Да. «Кто с пользою отечеству трудится, тот с ним легко не разлучится».
К. ЛАРИНА: Это кто написал?
СЛУШАТЕЛЬ6: Крылов.
К. ЛАРИНА: Басня такая есть?
СЛУШАТЕЛЬ6: Да.
К. ЛАРИНА: Не помнишь, как называется?
СЛУШАТЕЛЬ6: «Пчела и мухи».
К. ЛАРИНА: Прекрасно. Молодчина. Спасибо, Маша, тебе большое.
О. СЕВЕРСКАЯ: У нас, кстати, есть книга детских стихов для Маши. Про собирателя сосулек. Помнишь, я тебе показывала?
К. ЛАРИНА: Басня «Пчела и мухи». Найди ее пока. Может, Маша вообще гений. Как в фильме «Город Зеро», помнишь, там мальчик был такой, который предсказал герою Леонида Филатова всю его судьбу, сказал, что вы никогда не уедите из этого города. Никогда. Может быть, Маша тоже обладает даром провидения. Сейчас Ольга найдет басню «Пчела и мухи». А мы сейчас послушаем вас по телефону 363-36-59. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ7: Здравствуйте. Хочу поделиться. Стихи следующие.
«Витийствуют уранги в школах;
По свету светят фонари,
На пышных карточных престолах
Сидят мишурные цари». Державин.
К. ЛАРИНА: Прекрасно. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ7: Алина, Москва.
К. ЛАРИНА: Алина, а вы можете объяснить нам, как в школе, почему именно эти строчки вы решили поставить эпиграфом к сегодняшнему дню.
СЛУШАТЕЛЬ7: Державин Гавриил Романович был в ссылке и хотел обрисовать ситуацию в России. Урангами тогда называли орангутангов, огромных обезьян.
К. ЛАРИНА: Бандерлогов по-нашему.
СЛУШАТЕЛЬ7: Да. И вот он объяснил это так, что фактически ситуация такая, что в школах вещают эти самые существа. Вторая строчка – «По свету светят фонари», т.е. бессмысленно, когда и так свет есть. А дальше всё понятно.
К. ЛАРИНА: Красиво.
СЛУШАТЕЛЬ7: Гавриил Романович бессмертен и актуален.
К. ЛАРИНА: Спасибо огромное, Алина, вы тоже получаете поэтический подарок. Давайте примем еще один звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ8: Здравствуйте. Антон, Тула. Арсений Тарковский «Сократ».
«Я не хочу ни власти над людьми,
Ни почестей, ни войн победоносных.
Пусть я застыну, как смола на соснах,
Но я не царь, я из другой семьи.
Дано и вам, мою цикуту пьющим,
Пригубить немоту и глухоту.
Мне рубище раба не по хребту,
Я не один, но мы еще в грядущем».
К. ЛАРИНА: Отлично. А почему именно эти строчки, может быть, скажете, Антон?
СЛУШАТЕЛЬ8: Эти строчки, наверное, можно адресовать к тем людям, которые вышли на Болотную площадь, на площадь Сахарова. Это мудрецы в большей степени, которые желают, чтобы всё было демократично, чтобы всё было для людей. Они не рабы.
К. ЛАРИНА: Прекрасно. Спасибо вам огромное, дорогой Антон. Ждите поэтический подарок из Москвы. Слушали бы и слушали мы с Олей ваши замечательные строчки. Прекрасных поэтов вспоминаете. И всё равно общее настроение достаточно пессимистичное, какая-то обреченность в этом прослеживается. Давайте мы сейчас уйдем на новости, проверим, насколько совпадают ваши ощущения с текущим моментом, а потом продолжим. Если вам захочется продолжить поэтическую историю, у нас есть для этого смс +7-985-970-4545. Если хотите, можете процитировать там, мы с удовольствием озвучим ваши поэтические предложения.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Продолжаем программу «Говорим по-русски». Наши слушатели всерьез взялись за поэзию. Очень много цитат из Высоцкого, из его песни «Я не люблю». Каждому свое вспоминается: кто-то не любит манежи и арены, кто-то не любит большие перемены и так далее. Кроме этого, есть «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть по одиночке», это, видимо, навеяно сегодняшним событием – «Большим белым кругом». Гиппиус «Всё кругом».
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
Браво! Не знаю, кто этот человек.
О. СЕВЕРСКАЯ: Мне хочется наградить этого человека. У нас только ваш IP-адрес. Пожалуйста, пришлите ваше имя на смс-ку и телефон.
К. ЛАРИНА: Еще есть «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца. Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Есть цитата «Бывали хуже времена, но не было подлей». «Я вас любил» почему-то человек вспоминает.
О. СЕВЕРСКАЯ: Может быть, он разочаровался.
К. ЛАРИНА: «Прощай, немытая Россия». Если есть еще ассоциации, пожалуйста, присылайте. Вот Ренат прислал: «Ваше слово, товарищ маузер».
О. СЕВЕРСКАЯ: Нет, Ренат, мы не можем, потому что сейчас нам предупреждение за пропаганду насилия.
К. ЛАРИНА: За Гиппиус особый вам респект. Пожалуйста, пришлите ваши координаты, уважаемый неизвестный друг.
О. СЕВЕРСКАЯ: Чтобы можно было с вами связаться и что-нибудь хорошее подарить за это.
К. ЛАРИНА: Присылайте еще ваши вопросы, потому что на несколько вопросов из домашней заготовки Ольга вам ответит. Естественно, новые вопросы примем.
О. СЕВЕРСКАЯ: Этот вопрос повторился уже и сегодня на нашем сайте, потому что спрашивали про то, почему сейчас так часто упоминается коллаборационизм, когда это не сотрудничество с фашизмом.
К. ЛАРИНА: С врагом.
О. СЕВЕРСКАЯ: Исторически да, это от французского collaboration, этот термин родился именно во времена Сопротивления, когда Сопротивление было против коллаборационистов. Но это только в узком смысле. Уже сейчас в терминах международного права это осознанное добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересов в ущерб своего государству. Но можно заметить еще и то, что сейчас слово «коллаборационист» употребляется совсем в другом значении, а именно в значении соглашателя. Так называют человека беспринципного, который ко всему приспосабливается.
К. ЛАРИНА: Конформист такой.
О. СЕВЕРСКАЯ: Конформист – это правильное слово. А коллаборационист – немножко жестко для наших времен еще. Уже в пятый раз нас Мэтью спрашивает в Интернете, что ж такое дискУрс. Я, пожалуй, скажу, что такое дискУрс.
К. ЛАРИНА: Именно так?
О. СЕВЕРСКАЯ: Есть даже стихотворение у Тимура Кибирова «Мы говорим не дИскурс, а дискУрс», потому что, действительно, есть два ударения, это в зависимости от того, из какого языка, из какой литературы заимствовали этот термин – из французской или из американской. Это лингвисты так различают. Но сейчас преобладает ударение дискУрс. Действительно, это слово встречается часто и не в терминологическом значении. Языковеды называют это языком в действии, т.е. какая-то конкретная речевая деятельность и ее законы. А в общечеловеческом смысле сейчас говорят про политический дискурс, сравнивают дискурсы разных президентом. Это особенности речи, особенности речевой деятельности так называются.
Про Марину отвечаю. Она, конечно, королева, но фамилия ее все-таки Королёва, дорогой Мэтью, мы уже много раз говорили, в том числе с подачи Марины о букве «ё», которую стоит писать. Она у нас находится сейчас в екатеринбургской (или можно еще сказать екатеринбуржской) командировке. Так я отвечаю на другой вопрос – нас спрашивали, правильно петербуржский, екатеринбуржский. Да, абсолютно равноправных два варианта. Единственное, когда вы говорите петербургский или екатеринбургский, вы не произносите никакой согласной – ни оглушенный, ни звонкий. Что еще спрашивали?
Хороший вопрос про шуры-муры и строить куры. Шуры-муры – это народное осмысление, «шер» - дорогой, амур – любовь. А «строить куры» – это от французского la cour, это, как мы теперь говорим, бегать за кем-то, ухаживать. Шишков, в частности, ревнитель нашей словесности, говорил о том, что такие выражения, как «куры строить» покинули великий свет и переселились к купцам и купчихам, т.е. считал это выражение простонародным. Но очень много его осмысливали каламбурно, потому что куры с птичками ассоциируются. И вот есть у Козьмы Пруткова такая эпиграмма: «Раз архитектор с птичницей познался. И что ж? в их детище смешались две натуры: Сын архитектора - он строить покушался; Потомок птичницы - он строил только куры».
К. ЛАРИНА: Оля, вопросы, которые приходят на смс сейчас: «Объясните разницу слов отобедать и пообедать», – просит Лена.
О. СЕВЕРСКАЯ: Отобедать, вы чувствуете, это высокий стиль. Пожалуйте ко мне отобедать – это уже архаикой навеяно. Это очень торжественное. Например, если вас приглашает президент, то вы у него скорее всего не пообедаете, а именно отобедаете.
К. ЛАРИНА: «Я в сомненьи, в упоеньи - те ли окончания?» – вопрос другой Лены.
О. СЕВЕРСКАЯ: Можно я проверю себя? Мне кажется, в упоенье, в сомненье. Кстати, про окончания. Андрей из Перми нас спрашивал в прошлый раз – согласно чего или чему. Четко отвечаю вам, Андрей, что именно согласно чему – дательный падеж. Т.е. вы что-то делаете согласно приказу начальства, согласно велению своей совести, поступаете согласно правилу русского языка. Андрей же спрашивал, как правильно – по приезде или по приезду. Я понимаю, почему он спрашивает. Когда говоришь, какое там окончание, то все очень удивляются, что правильно по приезде.
К. ЛАРИНА: По возвращении.
О. СЕВЕРСКАЯ: По возвращении, по завершении. Если предлог «по» употребляется во временном значении, в значении после чего-то, там всегда предложный падеж.
К. ЛАРИНА: «Как правильно – рефлексировать или рефлектировать?» – Анна спрашивает.
О. СЕВЕРСКАЯ: Насколько я помню, возможны два варианта.
К. ЛАРИНА: Широкая масленица – четверг, а сегодня заговенье.
О. СЕВЕРСКАЯ: У нас висят билборды по всему городу, там вообще широкая масленица всю неделю.
К. ЛАРИНА: Я тебя умоляю. Мы еще будем на билборды ориентироваться? У них широкая масленица в принципе.
О. СЕВЕРСКАЯ: Хорошо. Спасибо за уточнение. Там на самом деле, действительно, каждый день иначе называется.
К. ЛАРИНА: Вон Жириновский тебе цитирует: в пятницу выходной у мусульман, в субботу у иудеев, в воскресенье у православных, а в понедельник – революция.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вот и посмотрим через неделю, что у нас будет – выходной у православных или революция.
К. ЛАРИНА: Я в полном восторге от наших слушателей. И сказала бы сейчас Марина Королева, которая Королёва, что ты открыла ящик Пандорры. Действительно так. Потому что непрекращающийся фонтан поэтический. Спасибо большое. Мне даже хочется это как-то использовать. Может быть, какой-то обзор написать.
О. СЕВЕРСКАЯ: В следующий раз не сможем сделать. Можем обзор написать к 11 числу.
К. ЛАРИНА: Можем. Оля, у тебя какое пожелание? Может, мы уже сыграем опять? Или ты хочешь еще ответить?
О. СЕВЕРСКАЯ: Про бариста я расскажу в следующий раз, как раз мы не сможем говорить о политике. Давай сыграем в «Умные мысли» о политике, потому что они хорошие, поучительные. Приз всё тот же – Мандельштам, Цветаева.
К. ЛАРИНА: Наш телефон 363-36-59. Мы готовы сейчас предложить вам один умный вещь.
О. СЕВЕРСКАЯ: Один умный вещь сказал Аристотель. «Политика не создает людей, но берет их такими, какими их…» Воспитали родители, сделала общество или создала природа. Что имел в виду Аристотель?
К. ЛАРИНА: Спорно. Может быть, в его время именно так и было. «Политика не создает людей, но берет их такими, какими их…» Воспитали родители, сделала общество или создала природа. Закончите спорную мысль товарища Аристотеля. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ9: Здравствуйте. Сделало общество.
К. ЛАРИНА: Я бы тоже так закончила. В наше время он именно так бы и сказал. Но в то время люди были наивны. Время было темное, дремучее. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ10: Здравствуйте. Я думаю, воспитали родители.
К. ЛАРИНА: Тоже нет.
СЛУШАТЕЛЬ11: Здравствуйте. Природа осталась.
К. ЛАРИНА: «Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа». Вот вы согласны?
СЛУШАТЕЛЬ11: Нет, конечно. Первое, что пришло в голову, это общество.
К. ЛАРИНА: Безусловно. Потому что все-таки в политику человек приходит с сформировавшейся системой взглядов.
О. СЕВЕРСКАЯ: И с задатками определенными. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ11: Дмитрий.
О. СЕВЕРСКАЯ: Спасибо, Дмитрий. Вы получаете приз. «Не стоит ориентироваться на общественное мнение», – считал Андре Моруа. Это не маяк, не барометр или не термометр.
К. ЛАРИНА: Пожалуйста. 363-36-59. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ12: Здравствуйте. Первое.
К. ЛАРИНА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ12: Виолетта.
К. ЛАРИНА: Вы откуда звоните?
СЛУШАТЕЛЬ12: Из Москвы.
К. ЛАРИНА: Вы попали.
О. СЕВЕРСКАЯ: Правда, Андре Моруа говорил, что это не просто не маяк, а блуждающие огни к тому же. Хочется мне с Довлатовым вас познакомить. «Юмор – украшение нации. Пока мы способны шутить, мы остаемся…» Непобедимыми, едиными или великим народом.
К. ЛАРИНА: 363-36-59. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ13: Здравствуйте. Мы остаемся непобедимыми.
К. ЛАРИНА: Красиво, но неправильно. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ14: Здравствуйте. Возможно, великим народом.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы правы. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ14: Ольга из Самары. «Юмор – украшение нации. Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом». Я согласна с Довлатовым.
К. ЛАРИНА: Мне кажется, так любая нация может сказать про себя.
О. СЕВЕРСКАЯ: Тогда тебе Наполеона Первого, который считал, что «самое важное в политике – следовать своей цели, средства…» Всегда найдутся, ничего не значат, любые оправданы.
СЛУШАТЕЛЬ15: Здравствуйте. Меня зовут Дина. Я считаю, что средства любые оправданы.
О. СЕВЕРСКАЯ: К сожалению, не так.
К. ЛАРИНА: А кто сказал «цель оправдывает средства»?
О. СЕВЕРСКАЯ: Я не помню.
К. ЛАРИНА: Сталин или до него?
О. СЕВЕРСКАЯ: До.
К. ЛАРИНА: Если кто знает, пришлите. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ16: Здравствуйте. Ничего не значат.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы правы. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ16: Александр, Санкт-Петербург.
О. СЕВЕРСКАЯ: Вы получаете ценный приз. Вольтер напоследок. «Опасно быть правым, когда правительство…» Меняется, на перепутье или ошибается. Как говорил Вольтер?
К. ЛАРИНА: А правым в каком смысле?
О. СЕВЕРСКАЯ: В прямом смысле – я прав.
К. ЛАРИНА: Не в смысле политического спектра. (СМЕЮТСЯ).
СЛУШАТЕЛЬ17: Здравствуйте. Когда правительство ошибается.
К. ЛАРИНА: И это правда. Вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ17: Вадим.
К. ЛАРИНА: Вы абсолютно правы. Всё что ли?
О. СЕВЕРСКАЯ: Всё. Простите меня, пожалуйста, если что было не так.
К. ЛАРИНА: Прости меня, Олечка.
О. СЕВЕРСКАЯ: Бог простит. Именно так надо отвечать.
К. ЛАРИНА: Я сейчас прошу прощения исключительно у одного человека – у Ольги Северской. Потому что у меня впереди еще много времени, я успею перед всеми повиниться. А пока только перед Олей.
О. СЕВЕРСКАЯ: А я винюсь перед всеми – простите меня.
К. ЛАРИНА: Пока.
Говорим по-русски. Передача-игра, посвященная русскому языку и его особенностям.
26.02.2012 11:06
©1997-2011 Радиостанция «Эхо Москвы»