Говорим по-русски. Радио-альманах.
Ведущие : Ольга Северская, Марина Королева.
М. Королева – Пуританин – это хорошо или плохо?
О.Северская – А сибарит?
М. Королева – Ну, самому-то сибариту наверняка хорошо! Сибаритство – это так романтично!
О.Северская – Боюсь, мы сейчас всех окончательно запутаем. И пока этого не произошло, давай начнем все объяснять.
М. Королева – И начнем с пуританина. Сторонника строгого образа жизни, строгих нравов. Это то, что мы имеем в виду сейчас, когда произносим слово «пуританин». Впрочем, в качестве первого значения Толковый словарь иноязычных слов приводит следующее: сторонник пуританизма. Пуритане проповедовали аскетизм, строгость нравов, выступали против роскоши, требовали отделения церкви от государства.
О.Северская - Естественно, у всего этого есть своя история – история как церковная, так и политическая, да еще и с любовными деталями, куда же без этого!
М. Королева - Как напоминает Айзек Азимов в книге «Слова в истории», протестантская Реформация докатилась до Англии вскоре после смерти Мартина Лютера и приняла там совершенно необычные формы. Английский король Генрих VIII был врагом реформаторов, но очень хотел развестись со своей женой и жениться на хорошенькой фрейлине Анне Болейн. Вот и решил он вывести англиканскую церковь из-под влияния Рима.
О.Северская - Однако он все равно оставался католиком. Он не хотел трогать церковь по сути, но желал сам ее возглавить. Таким образом, в Англии появились три противоборствующие стороны: католики, которые считали главой церкви папу Римского, англиканцы, которые считали главой церкви своего короля, и протестанты, которые хотели настоящей реформы церкви.
М. Королева - Не будем напоминать всю историю в подробностях: как англичане становились протестантами, потом снова католиками, потом англиканцами… Напомним только, что во времена Елизаветы I протестанты громко заявляли: церковь должна быть очищена от остатков католицизма. Они так истово добивались очищения, что их стали называть пуританами (от латинского purus – чистый).
О.Северская - От того же латинского корня, кстати, и другие слова, близкие по смыслу: пуризм (стремление к чистоте и строгости нравов, иногда показное), пурист (сторонник пуризма). Как вы наверняка знаете, пуристами называют еще и тех, кто стремится сохранить в неизменном виде и полной чистоте язык, не допускает никаких новшеств.
М. Королева – Но это не наш путь, нет, не наш! Пуризм и пуританство – это так… неромантично!
О.Северская - Романтичный, романтический, романтика, романтик, романтизм, романтизировать… Кажется, я перечислила все или почти все слова этого ряда. В них слышится и чувствуется нечто воздушное, возвышенное, мечтательное. Да и что тут удивительного: романтика – то, что содержит мысли и чувства, эмоционально возвышающие человека. Идеализация действительности, мечтательная созерцательность – вот он, романтизм.
М. Королева - Но есть ведь и такие слова, как роман, романс, романский, наконец! Вот бы понять, имеют ли они какое-то отношение к романтизму и романтикам.
О.Северская - История, история, еще раз история. Там всегда есть все ответы, их надо только найти. В V веке германские племена вторглись в западные провинции Римской империи и обосновались в Испании, Италии и Галлии (то есть, Франции). В это время и позже на основе некогда господствующей латыни возникла целая группа романских языков. Самыми важными стали французский, итальянский и испанский. Эти языки образовались из диалектов вульгарной (народной) латыни.
М. Королева – И в средние века латынь все еще оставалась языком науки. Ученые книги по теологии, философии, естествознанию и истории были написаны на латыни. Однако стала появляться и литература на романских языках (в особенности на французском). Вот повествование по-французски, в противовес тому, что написано по-латыни, и стали называть романом (от среднефранцузского romanus).
О.Северская - Понятно, что слишком серьезными такие произведения быть не могли – ведь все «серьезное», как мы уже сказали, создавалось на латыни. А первые книги на романских языках писали в основном для развлечения неискушенной публики.
М. Королева - В начале 19 века романтизмом называли стиль в литературе и искусстве, который противостоял канонам классицизма, следовал свободному полету фантазии. Отсюда – и романтик, и романтика, и романтический, и романтичный. Но в основе, напомним еще раз, - язык.
О.Северская – Точнее, романские языки – в отличие от своего источника, латыни.
М. Королева – Получается, первыми романтиками были французы?
О.Северская – Можно и так сказать. Осталось выяснить, кто первым начал сибаритствовать.
М. Королева - Ах, сибариты! Те, кого мы так называем, всегда вызывают зависть у окружающих. Ведь сибарит – человек праздный, изнеженный роскошью, а кому же не хочется… ну и так далее. Впрочем, может быть, зависть пройдет, если вы узнаете, что первые сибариты в свое время плохо кончили.
О.Северская – Да-да. Но чтобы это доказать, надо выяснить, кто же они были, первые сибариты. И начать придется с географии, с того, где они жили. В 8 веке до нашей эры греки основали в южной Италии несколько городов, и одним из первых возник город под названием… Сибарис. Город процветал и вел активную торговлю с внутренними регионами Италии, а также заморскими городами. В этом-то он не особенно отличался от многих других греческих городов. Но вот в остальном…
М. Королева - То ли народ там такой подобрался, то ли еще что, но, как пишет Айзек Азимов в книге «Слова в истории», о расточительности и экстравагантности богатеев СибАриса ходили легенды. Пожалуй, самую знаменитую легенду о Сибарисе и его жителях оставил нам римский философ и поэт Сенека. Как он рассказывал, один из жителей Сибариса, который выстлал свою постель лепестками роз, чтобы ему было мягко и комфортно спать, пожаловался на следующее утро, что всю ночь не сомкнул глаз.
О.Северская - А знаете почему? Один лепесток смялся и мешал ему!
М. Королева - В результате, как и можно было предположить, эта роскошь сыграла с городом злую шутку. Чтобы сделать праздники еще более роскошными, сибариты научили своих лошадей танцевать под музыку. А СибАрис в 6 веке до нашей эры находился в состоянии войны с другим городом. И вот представьте себе: когда в бой вступила кавалерия Сибариса, воины врага заранее подготовились и заиграли на дудках веселую мелодию! И лошади сибаритов сразу же принялись танцевать!
О.Северская - Атака захлебнулась, армия сибаритов была разбита. А сам город СибАрис был настолько разрушен, что до сих пор неизвестно наверняка, где он находился. Бедные, бедные сибариты.
М. Королева – А что мы говорили?!
О.Северская – Мы, Ольга Северская, Марина Королева и звукорежиссер….., после таких историй трижды подумали бы, прежде чем предаваться сибаритству или романтизировать что-нибудь.
М. Королева – Да и пуританство в результате ни к чему хорошему не ведет. Так что до встречи!
Эхо Москвы
Передача : Говорим по-русски. Радио-альманах / Воскресенье, 15.05.2011
http://www.echo.msk.ru/programs/rusalmanach/775191-echo.phtml
© 2004 - 2008, Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/