Журналист, филолог Ксения Туркова сравнивает использование штампов в речи с покупкой поддельных сумочек.
Словосочетание «День радио» для многих уже давно утратило ассоциации с Днем работников связи. Услышав его, мы прежде всего вспоминаем весь ассортимент шуток из одноименного спектакля/фильма. Но настоящий День радио никуда не делся – его, как и раньше, отмечают 7 мая – в память о первом сеансе связи, который осуществил русский физик Александр Попов.
Незадолго до своего профессионального праздника ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина на своей страничке в Facebook затеяла дискуссию (впрочем, никак не приурочивая ее к Дню радио) о журналистских штампах: "Щедро сдобрен", "лихо закрученнный", "буйство красок","широкая палитра"... это все пошлости рецензентов, шагающие из эпохи в эпоху. Бежать, бежать от этих текстов. Собрать бы все эти обороты и в топку истории. А вас от каких фигур речи тошнит?» Судя по количеству комментариев и скорости их появления, тема (обратимся к тошнотворным оборотам) оказалась горячей. Кто-то обвинил Ксению в излишней дидактичности, кто-то с радостью бросился собирать для принародного сожжения «в топке» свои и чужие «поганки»: тут и «звенящая тишина», и «на одном дыхании», и «на разрыв аорты», и «культовый персонаж». Вспомнили и заезженные цитаты: "Вернемся к нашим баранам", "А был ли мальчик?", "Есть женщины в русских селеньях". Кто-то, в том числе и сам автор, каялся, мол, прилипли эти штампы, заразы, и точат, грызут изнутри прекрасные замыслы.
Эта дискуссия в преддверии профессионального журналистского праздника показалась мне довольно интересной и показательной. О штампах говорят часто и много, причем в самом журналистском цехе, где они и процветают. Негодуя, требуют топить, убивать или в лучшем случае принудительно лечить разносчиков этого штамма/штампа (нужное подчеркнуть). Недавно на радиостанции "Сити ФМ", где я работаю, оштрафовали ведущего новостей – именно за употребление штампа. Что примечательно, объяснить мне, за какой именно штамп его оштрафовали, никто так и не смог. И это любопытная деталь: выходит, они действительно к нам так прилипли, что стали незаметными – вроде как часть нас, что-то само собой разумеющееся.
Студенты, которым я уже много лет рассказываю об особенностях новостного текста (звучащего) и одно из занятий с которыми обязательно целиком посвящаю именно штампам, из года в год задают один и тот же вопрос: «А почему так нельзя говорить-то? Что плохого? Ну, скажем, мы, что снегопад небывалый, движение парализовано, а прогнозы неутешительны – ну и что? Все ведь нас поймут, а это главное». И каждый год я терпеливо трачу час или два на то, чтобы доказать очевидное. Действительно, акт коммуникации состоится в любом случае – хоть со штампами, хоть без, тут уже главное, чтобы структура изложения не подкачала. Тогда зачем же все эти крики «в топку», «распни его» и «убивать таких журналистов надо»?
Попробую объяснить, как это вижу я и почему, с моей точки зрения, от штампов надо… нет, не избавляться (иначе, не зная плохого, и хорошему не научишься), почему от штампов надо лечиться.
Для меня штампы – это как сумочка Louis Vuitton, купленная в Турции за 20 долларов (или сколько там это стоит, не интересовалась). Это подделка, дешевка, попытка создать образность и яркость с помощью липовых брендов и секонд-хэнда. «Сотни машин оказались в снежном плену» — наверное, когда-то, когда по этому штампу еще не ступала нога журналиста, это выражение было и правда красивым. Снежный плен – хороший образ. Во что этот образ превратился сейчас, объяснять, думаю, не стоит. И пользоваться им не надо, если не хотите, чтобы над вашей попыткой хорошо выглядеть откровенно смеялись.
А еще штампы – это пустоты. Текст, напичканный избитыми выражениями, мне представляется большим жилым домом, в котором чернеют глазницами (штампик!) выбитые, одинокие окна. На месте штампов ничего нет, пустота. Что такое все эти «небывалый», «прекрасный», «потрясающий», «ужасная трагедия», «кто виноват и что делать» и т.д.? За ними и в них — никакой информации. Со зрителем играют в наперстки – подсовывают единицу текста, а она оказывается пустышкой.
Наконец, штампы – и я в этом убеждена – все-таки мешают коммуникации. Точнее, они делают ее неполной. Оригинальный, авторский текст всегда многопланов, за неизбитыми, свежими словами – всегда глубина, второй пласт, до которого могут добраться те, кто уже считал первый. Это игра с цитатами, с многозначностью слов, с фразеологией, вызывающая у зрителя, которому мало «небывалого снегопада», радость узнавания, радость считывания кодов и аллюзий. Никогда не забуду название одного из сюжетов о коррупции в выпуске Михаила Осокина: «Дай, друг, на лапу мне…». Или тоньше: «Все это следует шить?» (про второй процесс над Михаилом Ходорковским).
На самом деле сначала я хотела посвятить очередную колонку недавно прошедшей в Москве «Монстрации» и анализу ее абсурдных и очень креативных (гонители штампов не любят это слово, но уж простите) лозунгов. Но пока собиралась с мыслями, информационный повод ушел. А сейчас, дописывая этот текст о штампах, поняла, что упоминание «Монстрации» тут очень кстати. Многим нынешним журналистам стоит поучиться языковой игре у этих далеких от СМИ манифестантов. Особенно хорошо они работают, говоря языком лингвистов, с прецедентными текстами. Тут и основанная на созвучии замена компонентов в уже известных лозунгах («Россия без Агутина», «Нет параду дровосеков», «Нам нужна другая погода!»), и сращение жаргонных выражений с нейтральными фразеологизмами («Подсела на чемоданы» — сидеть на чемоданах и подсесть на что-либо), и каламбуры («Завтрак будет лучше, чем вчера»). Но главное — эти лозунги при всей их кажущейся аполитичности по своему подтексту и ассоциативному ряду дадут фору иным реальным политическим призывам (чего стоят одни погода и Агутин!). Лозунг «подсела на чемоданы» в свете последних разговоров, обсуждений и публикаций вокруг глагола «валить», в последнее время обзаведшегося неразлучной парой в виде существительного с предлогом «из страны», и вовсе звучит по отношению к действующей власти как-то издевательски-обреченно. И в то же время все невинно, никакой политики. Такая игра, такое обращение с языковым материалом, такой креатив гораздо ценнее, чем расстановка ударений и пропущенных букв. Такое слово перестает быть плоским, одноплановым, это как эффект 3D.
Так что БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, что в следующем году 7 мая свою «Монстрацию» устроят уже журналисты — радио, и не только. А какие они принесут с собой плакаты, ПОКАЖЕТ ВРЕМЯ.
Ксения Туркова
06 мая, 16:12