Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

24/11/2016

Т.С. Тихомирова об "Орфографическом словаре русского языка для 5–11 классов"

Автор данного словаря И. К. Сазонова – кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии Российской академии наук, один из создателей программы «Словари XXI века», специалист в области лексикографии, русской орфографии, грамматики.

Она автор словарей:

  1. «Орфографический словарь русского языка. Одно или два н?».

  2. «Толково-грамматический словарь русских причастий».

  3. «Орфографический словарь русского языка» (в соавторстве с Б. З. Букчиной и Л. К. Чельцовой). Свыше 100 000 слов.

Каждый орфографический словарь русского языка призван демонстрировать своему пользователю, как следует писать по-русски то или иное слово, т. е. быть своего рода справочником и советчиком: пиши по-русски правильно. Но тем не менее школьники (а повзрослев, и взрослые также!) в своих письмах, сочинениях, заявлениях, объявлениях, вывесках и т. п. пишут неграмотно – делают ошибки.

Почему так происходит? Известно, что причин появления ошибок много и они разные – от примитивной небрежности до незнания или непонимания правил русской орфографии, а вследствие этих разнообразных причин возникают и ошибки разного рода – ошибки фонетические или грамматические, в корне слов и в их окончаниях, в соединении частей слова или же самих слов между собой, в словах русских и в словах заимствованных.

Многие ошибки можно предугадать и избежать их, обратившись за разрешением сомнений к новому «Орфографическому словарю русского языка», выпущенному в 2016 г. издательством «Словари ХХI века». Этот словарь входит в известную серию «Словари ХХI века» и разработан как настольный словарь школьника для самого массового пользователя – школьников 5–11-го классов. Поэтому и в составе словника, и в самом изложении, и в использовании лингвистической терминологии, и даже в графическом оформлении (строки без переносов) учтены школьные программы по русскому языку. Это, без сомнения, обеспечивает указанному адресату доступность словаря, возможность его использовать.

Что отличает Орфографический словарь И. К. Сазоновой от других орфографических словарей? Что характерно для него?

Во-первых, данный словарь представляет собой комплексную структуру, ибо отличается комплексным подходом к орфографическим проблемам. Создан он не только для проверки и уточнения правильного написания предъявленных слов, потому что вместе с этим здесь показаны все те компоненты и составные элементы русского языка, которые существенно значимы для правильного написания этих слов, а точнее – вообще для современных орфографических норм. Словарь наглядно и целостно представляет обусловленность этих норм разноуровневыми свойствами самого слова – начиная от его фонетических особенностей, в частности акцентной схемы, и от морфологических признаков и кончая коммуникативными и функционально- синтаксическими отличиями.

Во-вторых, следует отметить, что этот орфографический словарь является вместе с тем словарем системно-грамматическим, так как словарные статьи полно, последовательно и отчетливо свидетельствуют, что орфографически правильное написание русского слова и всех его словоформ зависимо не только от звучания, традиции и прочих условий, но в значительной степени определено системными особенностями самого слова и прежде всего – его грамматическими (формообразовательными и словообразовательными) признаками. Тем самым нормы орфографические оказываются включенными в общую структуру русского языка – в его грамматическое устройство.

И наконец, третья отличительная черта Орфографического словаря И. К. Сазоновой, его особенность, – его целевая дидактическая направленность, что, естественно, повышает значение и ценность этого словаря как учебного пособия.

Дидактическая цель этого издания – ознакомить школьника с закономерностями орфографии и при этом научить понимать связанность норм правописания с системой языка (см. статью «От автора»). Среди многочисленных и разнообразных дидактических методик, в том числе и в лингводидактике, есть для педагога и такая особая методика: сначала выяви, установи самые распространенные ошибки, а затем научи отличать неправильное от правильного – и учи на правильном, приучи глаз к правильному, покажи правильное по аналогии и в системе. Именно этот принцип положила И. К. Сазонова в дидактическую основу своего словаря. После многолетнего «коллекционирования» самых частотных орфографических ошибок, встречающихся в школьных письменных текстах, этот исходный материал был глубоко проанализирован и систематизирован, была установлена типология ошибок, что дало возможность обнаружить в школьном освоении орфографии наиболее «болезненные зоны» и позволило именно на данных явлениях сосредоточить внимание.

Обращение к типичным ошибкам определило состав словника и тщательно продуманную разработку словарной статьи.

По лексемному объему это относительно небольшой учебный словарь (свыше 6000 единиц), однако в нем содержатся не только самые нужные слова, но и трудные новые слова, написание которых пока еще только осваивается говорящими, например: шоу-бизнес, кроссовка, круиз, ксерокс, бьеннале, плеер, ноосфера, рейтинг и др. Встречает читатель и слова, ныне едва ли употребляемые, но хорошо знакомые по текстам русской литературы, например: вещий, лачужка и др.

Значительную в количественном отношении часть словника составляют служебные слова разного типа: предлоги (в том числе и сложные), союзы, частицы и т. д. В качестве заглавного слова выступают также общеизвестные и в той или иной степени устойчивые сочетания слов, например: в общем, не нужен, не поздно, ни при чем и многие др.). Хотя они и лишены частеречной характеристики, но заключают в себе орфографическую проблему – писать слитно или раздельно.

Максимальное дидактическое внимание было обращено на типичные ошибки в «опасной» для правописания зоне – зоне грамматических форм, что нашло отражение в разработке грамматической части словарной статьи. Именно в грамматической характеристике заглавного слова, в ее тщательно продуманном и компактном построении отчетливее всего видны особенности данного словаря – комплексность, системность и дидактический аспект.

Грамматическая характеристика заглавного слова отличается полнотой, она содержит указание на часть речи (кроме сущ. – существительное, глаг. – глагол, прил. – прилагательное) со всеми присущими слову грамматическими категориями (при необходимости включая функциональные черты – «в знач. сказ.»). Приведены постоянные и переменные признаки слова (род, число, одушевленность-неодушевленность, вид, формы лица, время, залог и т. д.), принадлежность к определенному типу формообразования (склонение для существительных и спряжение для глаголов) и краткий состав его словоформ: у существительных – падежные формы, у глаголов – типы причастий и деепричастий, у прилагательных – полные и краткие формы, формы степеней сравнения и т. п. Далее – что очень важно в дидактическом отношении – представлены в правильном написании и с грамматической пометой конкретные словоформы, в которых по тем или иным причинам ошибки отмечаются особенно часто (см. раздел «Типы словарных статей»). Иначе говоря, внимание читателя привлечено именно к тем словоформам, которые вследствие своих фонетических, грамматических или лексических особенностей, даже вследствие своей функции могут порождать ошибки. В трудных случаях в качестве иллюстраций добавлены примеры употребления словоформ в кратком контексте (см., например, орфографическое разграничение страдательных причастий и однокоренных прилагательных).

Другими словами, каждая словарная статья этого орфографического словаря представляет модель образования словоформ заглавного слова – с их типом ударения, с чередованиями в основе, со всеми окончаниями, даже с нормативными вариантами – и здесь же показывает их правильное написание.

Приведенные в словарной статье правильные формы могут быть использованы школьником в качестве образца при сопоставлении с морфологически подобными словами. Предлагаемый методический прием будет способствовать развитию у школьников интереса к орфографии и активности в освоении русского правописания. В «Приложении» содержатся также примеры дидактического использования словаря в учебном процессе (игровые моменты, состязательность и т. п.).

Итак, что же выделяет Орфографический словарь И. К. Сазоновой среди других орфографических словарей?

С одной стороны, это, конечно, справочное пособие, но не только справочник, с другой – это учебное пособие, но не учебник. Это очень нужное, очень содержательное и ценное издание, отмеченное высоким научным уровнем.

Данный словарь может быть полезен как русскоговорящим школьникам с 5-го по 11-й класс, так и всем тем, кто еще только познает русский язык и открывает его для себя как новый континент. Словарь окажет большую дидактическую и методическую помощь школьным учителям, а также и преподавателям русского языка как иностранного. Особо ценен материал словаря для исследователей современного русского языка, поскольку в нем можно найти немало интересных фактов на разных уровнях и во многих аспектах, требующих осмысления, как, например, проблема системы и узуса применительно к грамматическим категориям.

 

Рецензент Т. С. Тихомирова,

канд. филол. наук, доцент.

МГУ, кафедра славянской филологии