В любой сфере есть официальная терминология, а есть рабочий сленг. Люди, профессионально занимающиеся настройкой светофоров, — не исключение. Сотрудник столичного Центра организации дорожного движения Андрей Мухортиков составил словарь светофорных терминов.
Радуга
Светофорная радуга — такая неисправность светофора, когда постоянно горят или мигают несколько сигналов — желтый с красным, красный с зеленым или все три сразу. В общем, ничего хорошего, надо скорее исправлять. Увидели такое — звоните в контакт-центр 8 (495) 539-54-54. К счастью, такое случается редко.
На желтом или на черном?
«Светофор на желтом» — значит, в режиме желтого мигания. Этот режим бывает как аварийным, так и назначенным. Например, ночью в желтое мигание переводят большинство светофоров на малонагруженных перекрестках.
А вот когда «светофор на черном», никакие сигналы не работают вообще. Такое бывает, если светофор еще не подключен к сети или предназначен к сносу. Ну, или в результате аварии в сети. Например, в день «московского блэкаута» в середине 2000-х не работало большинство светофоров в городе.
«Чебурашка»
Так мы иногда называем светофор сразу с двумя поворотными секциями. Немного похож, не правда ли?
«Гусь»
Это Г-образная консоль для установки светофора над проезжей частью.
Секреты светофорного цикла
Чтобы объяснить некоторые обиходные слова, придется немного ознакомить вас с понятиями «светофорный цикл», «фаза», «такт».
Светофорный такт — время работы определенной комбинации светофорных сигналов.
Бывает основным и промежуточным. Основной такт для едущих и идущих — это горящий им зеленый, который заканчивается зеленым мигающим. А промежуточный такт — желтый сигнал. Промтакт запрещает движение и нужен для того, чтобы выехавшие на перекресток успели завершить маневр. С других сторон в это же время тоже горит промтакт, но другой — красный с желтым. Обычно длина промтакта 3–4 секунды. Но если перекресток широкий, его делают длиннее, тогда все время более 4-х секунд горит «кругом красный».
По теме
|
Что же тогда — светофорная фаза? Очень просто: фаза как раз состоит из основного и промежуточного тактов. Обычно на схемах рисуют именно фазы, а составляющие их такты указаны в таблицах. А светофорный цикл — это последовательность всех фаз.
Цикл изображают с помощью графики и таблиц.
Графическое изображение цикла называют схемой пофазного разъезда. Короче — «пофазник» или «пофаз». Так сказать, разрешенные направления, вид сверху.
В таблицах пишут времена основного и промежуточного тактов, время цикла. Это называется «повременная программа работы светофора», сокращенно «повремянка». Таких программ может быть и несколько для разного времени суток и дней недели, в этом случае указывают еще и время действия программы.
Полнопешеходная фаза
Это когда все машины стоят на красный, а все пешеходы идут на зеленый.
Просочиться на перекрестке
Если вы не можете повернуть свободно даже на свой зеленый, а вынуждены сначала пропустить встречный транспорт, такой маневр называется «левый поворот на просачивание».
Просочиться через 1 полосу не так сложно, но когда их 2 или 3, это порой становится нетривиальной задачей. А скажем, в статье «Смертоносная простота» рассмотрен перекресток в Санкт-Петербурге, где при повороте на просачивание водителям надо пропустить не только встречные машины, но и встречные и попутные трамваи и пешеходов. Конфликтных точек целых 43 штуки!
«Веер»
Веерная фаза — когда с какого-то направления разрешено свободное движение сразу прямо, налево и направо.
Три «режимных» понятия
Локальный режим (он же «локал») означает, что светофор управляется контроллером, находящимся непосредственно рядом с ним. При этом в светофор (если позволяет контроллер) может быть залито хоть 10 программ для разного времени суток, но чтобы изменить время или порядок фаз, нужно каждый раз обязательно выехать на место и перенастроить контроллер. Это базовый режим, который предусмотрен на каждом светофоре, например, на случай неполадок.
Адаптивный режим («адаптива») — это когда несколько рядом расположенных светофоров объединены в куст и сами регулируют длину фаз в зависимости от интенсивности движения. Плюс этой системы в гибкости: предполагается, что светофоры за счет датчиков сами себя настроят оптимальным образом. Правда, если адаптивный режим не очень хорошо проявляет себя и по каким-то причинам протягивает проблемные направления недостаточно, вручную его быстро настроить нельзя.
Координированный режим («координация») — это когда светофор не только связан с соседними, но и подключен к единой системе управления и может быть дистанционно управляем. В отличие от «адаптивы», его можно гибко и оперативно настраивать из ситуационного центра, меняя время фаз без выезда на место и сразу оценивая результат по камере. Естественно, программ работы для разного времени суток и дней недели в этом случае может быть вообще сколько угодно.
Андрей Мухортиков, сотрудник ЦОДД МОсквы, заместитель руководителя Экспертного центра Probok.net
http://www.netall.ru/auto/gnn/130/4100/929092.html