Текстовые сообщения и реплики в онлайн-чатах с точкой на конце в последнее время воспринимаются как фразы, которые были написаны без удовольствия — или даже со скрытой злостью. К примеру, вы предлагаете своей девушке вместо запланированного похода в кино сначала немного перекусить. Если она отвечает «Можно», значит, можно уже искать адрес ближайшего кафе. Но если она отвечает «Можно.» — самое время задуматься о ланче в одиночестве.
Не думаю, это изменения в лингвистике. В письменном языке точка — нейтральный способ маркировки паузы или окончания мысли, но в цифровом мире она становится намного агрессивнее. В моментальных сообщения точка широко заменяется разрывом строки. Либо мы напишем совсем без пунктуации:
Либо используем точку, соблюдая все правила пунктуации:
Но мы вряд ли напишем:
Потому что это будет выглядеть очень грубо. Опускание знаков препинания при онлайн-переписке крайне заразительно. Исследование Американского университета показало, что закрывающая предложение пунктуация используется студентами только в 39% сообщений и в 45% при общении в чатах. Для передачи окончания отправленного сообщения пунктуация используется еще реже — соответственно. Если в этой ситуации появляется точка, читателю придется специально задуматься о ее предназначении.
Раньше пунктуация использовалась для формирования ритмического строя речи — только восклицательный и вопросительные знаки могли повлиять на ее «тон». Теперь же технологии научили нас воспринимать письменную речь как устную — обмен сообщениями между двумя людьми, происходящий в реальном времени. Этим же объясняется распространенность разрыва строки, который симулирует ритм устной речи. Проблема передачи эмоций в сообщениях обострилась, и теперь люди пытаются решить ее благодаря привычным знакам пунктуации, которые были «отменены» разрывами.
Подробнее прочитать о свойствах новой пунктуации можно на сайте New Republic.
Alexey Pavperov
20 августа 2015
http://theoryandpractice.ru/posts/8177-period