Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

29/10/2014

«Это желание почеловекоугодничать перед нашей молодежью»

Доктор филологических наук Владимир Аннушкин против вовлечения школьников в проект по созданию словаря молодежного жаргона …


Молодежные жаргонные слова могут прибавить 10 баллов к ЕГЭ, пишет подмосковный портал «Жуковские вести». Учащимся подмосковной школы № 13 в городе Жуково предложен проект создания словаря молодежных субкультур.

 


Профессор Александр Борисович Ланин объявил о проекте «Живые языки молодежных субкультур в XXI веке», который доверен школе № 13. Суть его заключается в создании словаря молодежного сленга. По словам Бориса Александровича, последний подобный словарь составлялся в 70-х годах ХХ века. Школа № 13 может стать первой, которая создаст новый словарь современного сленга молодежи.

 


За работу по собиранию молодежного сленга ученикам было обещано поощрение: пятерка по русскому языку и добавление 10 баллов к результатам ЕГЭ. У некоторых это вызвало энтузиазм: «Мы приносим учителям ругательные слова, а нам за это дают десять баллов к ЕГЭ! За 10 баллов я сделаю всё!»

 


Десятиклассница Мария Мирошник сомневается в разумности обещанного поощрения: «Особой заинтересованности в этой работе я не приметила. Единственное, что, пожалуй, вдохновило некоторых учеников – это поощрение нашей работы оценками по русскому языку и литературе. Но, с моей точки зрения, "плата" за эту работу слишком мала: за 30 слов – всего лишь пятерка по русскому. Ведь статья, посвященная каждому слову, - это примерно половина страницы. Получается 15 страниц за одну оценку, которую ты можешь с легкостью получить, ответив один раз у доски? Не каждый согласится на такое. Более того, я считаю, что эта затея не принесет пользы…. Этим словарем мы только отступим еще на одну ступень от нашего литературного русского языка. Ведь, скорее всего, в нем будут в основном искаженные русские слова, жаргонизмы… . Зачем портить язык?

 


Кроме того, этот проект напоминает какую-ту торговлю, в которой покупатели находятся в зависимости от продавца, что напоминает раздачу "печенек" на Майдане. Конечно, людям хочется поступить в институт - и многие, в душе несогласные с этим проектом, пойдут на компромисс и за "10 баллов сделают всё". Получается, это воспитание продажности в людях. А Россия большая! Наша школа создаст словарь за 10 баллов, другая тоже что-то придумает за прибавку к ЕГЭ – а в результате все эти баллы будут необъективной оценкой. Хотя, вероятнее всего, это развод…»

 


Ряд учеников других жуковских школ, узнав о проекте, заинтересовались им. «Если бы в нашу школу пришло предложение составить словарь сленга, то я бы, безусловно, согласилась, - говорит Александра Алексеева. - Получить 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ - это замечательная возможность, тем более нет ничего сложного в том, чтобы записывать все слова из молодежного лексикона. Конечно, прежде чем соглашаться или отказываться, нужно узнать подробности данной работы. Например, где именно будут использоваться материалы, собранные учениками, кому нужен данный проект, сколько слов нужно добавить в общий словарь, чтобы получить свидетельство о волонтерстве и, соответственно, 10 баллов, и другие важные вопросы».

 


«Я бы с удовольствием поучаствовала – дело интересное. Почему бы не собрать для такого проекта заинтересованных людей со всего города? – присоединяется Александра Котова. - Но одно дело – добровольная основа, другое – принудительная. "Добровольно-принудительная" очень смущает…»

 


Об инициативе профессора Ланина рассуждает в интервью «Русской народной линии» профессор Института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин:

 


«Учеников в школе необходимо обучать образцовому языку, коим является язык культуры, соответствующий идеалам правильности и подлинного вкуса как способности понимать красоту. В самой формулировке данного проекта уже сказано о том, что это должен быть язык группы, а всякое сообщество – это язык отдельной части общества.

 


Как известно, молодежь не является носительницей культуры, поэтому её необходимо ввести в культуру, однако это не свидетельствует об отсутствии самой молодежной культуры. В этом наблюдается некоторое противоречие, потому что молодежь несет множество ценностей, полученных от старших товарищей. Основной закон культуры гласит: Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет. Молодежное творчество в языке не всегда бывает образцовым, соответствующим понятиям правильности вкуса, настоящего культурного творчества. Как правило, когда школьник взрослеет, то отказывается от слов своего группового жаргона, сленга, коим пользовался в школе.

 


Отношение к этому проекту двойственное, ведь молодой человек должен понимать, что он обязан следить за своим языком, контролируя свою речь. Он имеет право пользоваться определенными словами своей молодежной субкультуры, но таковые слова могут быть, как в языке каждой группы – приличными, вкусовыми и соответствующими некоторому художественному вкусу. Однако, вне всякого сомнения, нельзя принимать за образец таковой язык. Есть опасность, что благодаря этому проекту молодежь решит, что ее субкультурные слова должны пропагандироваться и распространяться. Я возражаю против того, чтобы собирание молодежного сленга засчитывалось бы как оценка по ЕГЭ. Данный проект - это желание немножко почеловекоугодничать перед нашей молодежью, набрать очки там, где не нужно. Пусть лучше молодежь изучает язык классики, а на ее основе совершенствует свою речь. Нет сомнения в том, что в языке должно быть много нового, но это творчество всегда обязано основываться на языке культуры, коим является язык классики, язык наших родителей и современного образцового словесного творчества».
 


29.10.2014

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/29/eto_zhelanie_pochelovekougodnichat_pered_nashej_molodezhyu/