Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

25/12/2013

СИВЫЙ МЕРИН, ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ СЛОВЕСНОГО ЗООПАРКА

Люди всегда наделяли разных животных разными символическими качествами. И в русском языке это привело к появлению множества связанных с животными сравнительных оборотов.
 

При сравнении человека с животными значительно чаще подчеркиваются их негативные качества. Так, из всех домашних животных позитивно в русском языке оценивается только бык: о здоровом мужчине говорят здоровый как бык. В то же время если женщину сравнивают с коровой, то она может быть только толстая как корова. Свинья – это символ нечистоплотности, причем выражение грязный как свинья означает нечистоплотность физическую, а если просто сказать «Он – свинья», это означает нечистоплотность моральную: так говорят, когда человек совершил какую-то подлость, поступил по-свински.
 

Баран (а также осел) – прежде всего глупый (смотреть как баран на новые ворота – значит «смотреть и ничего не понимать»); овца – забитая и пугливая женщина. Не очень лестны и сравнения с домашней птицей: про излишне высокомерного человека говорят надулся как индюк или важный как гусь (впрочем, гусь может быть и символом безразличия: с него как с гуся вода означает «из-за неприятностей он не переживает»). Петух символизирует агрессию – драчливый как петух, а вот курица ассоциируется прежде всего с неразборчивым почерком: пишет как курица лапой.
Лошадь символизирует тяжелый, причем в нынешние времена не только физический труд: про любого трудоголика можно сказать, что он пашет как лошадь. А вот «сивая» лошадиная масть рождает скорее труднообъяснимые лексические обороты: про человека, говорящего откровенную неправду, говорят врет как сивый мерин, а про какое-то абсурдное высказывание – бред сивой кобылы.
 

Сравнение с собакой может быть и негативным: злой как собака, – и позитивным: преданный как пес. А про не ладящих друг с другом членов семьи говорят они живут как кошка с собакой. Мышь – символ нищеты: нищий человек беден как церковная мышь.
 

Главными героями русских народных сказок чаще других бывают волк, лиса, заяц и медведь. Их устойчивые символические образы породили в русском языке такие выражения: голодный как волк, хитрый как лиса, трусливый как заяц (впрочем, зайцем называют также и безбилетного пассажира общественного транспорта). А вот медведь, который в реальности является опасным хищником, в сказках предстает зверем неуклюжим, но добродушным (как символ московской Олимпиады 1980 года – ласковый Миша). Впрочем, крупного и неуклюжего человека сравнят скорее не с медведем, а со слоном (например, ведет себя как слон в посудной лавке).

Еще одним (помимо лошади) символом трудолюбия является муравей – благодаря классической басне Ивана Крылова, где он противопоставлен легкомысленной стрекозе. Любопытно, что более опасная, способная укусить человека пчела оценивается позитивно (если человек много и самоотверженно работает в коллективе, то он трудится как пчелка), а безобидная муха – негативно (он назойлив как муха).

Чаще позитивными являются сравнения с птицами: поет как соловей, стройный как лебедь, мудрый как сова, шустрый как воробей, гордый как орел. Впрочем, негатива хватает и здесь: агрессивный и злой человек может быть свиреп как коршун, болтливая женщина трещит как сорока, а беспечная, забывающая о детях мать – это кукушка.
Неторопливого человека сравнят, конечно же, с черепахой – и речь при этом вовсе не обязательно идет о передвижении в пространстве: копаться как черепаха означает «слишком долго куда-то собираться». А вот выражение быстроногая как лань означает именно способность стремительно бежать.

Разнообразный характер имеет «рыбная» символика. Молчаливый человек молчит как рыба; тот, кто уверен в себе, чувствует себя как рыба в воде, а вот беспомощный, испытывающий отчаяние человек бьется как рыба об лед. В популярном ироничном каламбуре абсурдным образом обыгрывается ситуация, в которой беспомощность сопровождается молчанием: молчит как рыба об лед.
 

Щука в русском фольклоре – это волшебная рыба, исполняющая любые желания («По щучьему веленью»). Рак характеризуется способностью пятиться назад (хотя устойчивым является также сравнение по цвету: человек с раскрасневшимся лицом – красный как рак). А вместе с лебедем эти три обитателя животного мира составляют классический русский символ несогласованных действий – благодаря еще одной басне Ивана Крылова, которая так и называется: «Лебедь, Рак и Щука». Вот ее завершение:
 

«Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.»

Алексей Михеев

Английская версия: http://rbth.ru/blogs/2013/12/05/the_beasts_of_the_russian_linguistic_menagerie_32309.html