12/12/2013
Маленьким детям имена-прозвища – ласковые и не очень – дают родители. А когда дети подрастают (становясь подростками), они объединяются в группы со своими именами, своими правилами поведения и своим языком.
«Дети – цветы жизни» – всем знакомо это популярное высказывание. И большинство тех прозвищ (пусть даже ироничных), которыми наделяют родители своих детей, несет на себе печать любви. В словах кроха и малютка акцентируются маленькие размеры младенца, в словах пузырь или карапуз – его еще не сложившиеся неуклюжие пропорции. Есть еще молокосос (буквально «сосущий молоко») и спиногрыз (подразумевается, что ребенок «сидит на шее» у родителей).
С другой стороны, в некоторых прозвищах доминирует презрительный и даже оскорбительный оттенок. Такого рода характер имеют слова сопляк (или даже «путающийся в соплях»), щенок (маленькая собака) или шпингалет (оконная защелка). Если же вы хотите избежать как сладостного умиления, так и грубого негатива, то можете назвать ребенка словом мелкий – именно такое нейтральное прозвище стало популярным в последние годы.
В школе все дети постепенно «расслаиваются» по уровню успеваемости и социальной адаптации. Те, кто получает (по пятибалльной системе) пятерки – это отличники; есть, соответственно, двоечники и троечники (отстающие). Если ученик не справляется с программой и получает несколько итоговых годовых двоек, в следующем году он снова должен пройти программу того же класса – то есть он становится второгодником. Отличников любят учителя и родители, а вот другие ученики не всегда разделяют их эмоции, называя отличников ботаниками или выскочками. Взрослые, в свою очередь, называют маргинальных и неуправляемых учеников хулиганами и шпаной.
В советское время учебный процесс в школе сопровождался практически тотальной политизацией. Существовали три возрастные градации. В первом классе (то есть в возрасте 7 лет) всех без исключения детей принимали в октябрята (имя отсылает к октябрю 1917 года, когда в России произошла социалистическая революция). В возрасте 10 лет ученик переставал быть октябренком и переходил в пионеры. Формально в пионеры (то есть «первые, ведущие») принимали лучших, но на практике пионерами становились все: на этот статус не могли претендовать разве что неисправимые хулиганы. В возрасте 14 лет «пионерский» возраст заканчивался. Переход на следующую стадию – комсомолец – носил уже более добровольный характер: в комсомол (сокращение от «Коммунистический союз молодежи») можно было и не вступать, хотя большинство предпочитало все-таки вступить, справедливо полагая, что отказ от этого может стать помехой в будущей социальной карьере.
Вплоть до конца 80-х годов в Советском Союзе не допускалось существование никаких других формальных молодежных организаций – и поэтому когда в годы перестройки альтернативные молодежные течения начали появляться, то их участников стали называть неформалами. Впрочем, подобные течения существовали к тому моменту уже не менее 30 лет – просто их было принято либо не замечать, либо с ними бороться (например, высмеивая в прессе).
Первым таким течением стали в 50-е годы стиляги (от слова «стиль»): они старались выделиться из серой толпы яркой (предпочтительно западной) одеждой и музыкальными предпочтениями (джаз, рок-н-ролл). Поскольку достать настоящие западные пластинки было крайне сложно, эта музыка переписывалась при помощи кустарной технологии, обычно на рентгеновских снимках: такие записи назывались «музыкой на костях». А один из популярных пропагандистских лозунгов тех лет гласил: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
В 60-е годы поколение стиляг повзрослело и на смену им (уже в 70-е) пришли хиппи (в русском варианте – хипари, хиппаны, пиплы, волосатые)– с длинными волосами, цветастыми одеждами и всевозможными мелкими украшениями (фенечками). Хиппи более других обогатили молодежный сленг – причем преимущественно за счет англоязычных заимствований. Так, пустая квартира, в которой можно было свободно хозяйничать и ловить кайф, именовалась флэт; на флэту устраивались домашние концерты (сейшены), там могли получить вписку (разрешение), чтобы найтовать (переночевать), те незнакомые хиппи, которые приехали стопом (автостопом) из других городов. С асоциальным образом жизни хиппи (а также с их склонностью к различным способам «расширения сознания») власти часто боролись при помощи принудительного лечения в дурке или крэзи (то есть в психиатрической больнице).
В 80-е годы спектр неформалов стал необычайно широк: наиболее заметными были панки (с ирокезами на голове, булавками и цепями в одежде и пирсингом на лице), металлисты (от музыки в стиле heavy metal), благодаря которым в обиход вошли сленговые слова трэш и угар, и даже ретро-движение волновики (от «новая волна»), возродившее забытую эстетику стиляг 50-60-х годов. Ответом на такой расцвет столичных по преимуществу течений стало появление провинциальных гопников (или люберов – по названию небольшого подмосковного города Люберцы) – подростков с рабочих окраин, для которых все эти группы «модных» сверстников стали объектом социальной ненависти и буквальной уличной охоты.
Любопытная эволюция произошла со словом рокеры – если в конце 80-х так называли поклонников рок-музыки, то сейчас это значение утратило актуальность. Сегодняшние рокеры – это организация мотоциклистов, на бешеных скоростях гоняющих по ночным городам – причем средний возраст рокеров уже значительно выше подросткового.
Если же говорить о подростках (для которых в русском языке прижился и англоязычный термин – тинейджеры), то каждое новое поколение продолжает объединяться в новые группы, придумывая для себя новые имена. В нулевые годы самыми заметными стали, пожалуй, депрессивно-мечтательные эмо (от emotion), а также мистически-мрачные готы, благодаря которым в обиход вошло ироничное оценочное слово готично, которое означает просто нечто «остромодное» – при этом вовсе необязательно связанное с готикой. А в уже в 10-е годы молодые горожане-интеллектуалы стали называть себя хипстерами: хипстеры носят узкие джинсы, кеды, роговые очки, интересуются «независимой» (инди) культурой и любительской фотографией – особо ценится умение "ебашить лук", что означает делать свой фотопортрет в полный рост в «правильном» хипстерском образе.
Алексей Михеев
Английская версия: http://rbth.ru/blogs/2013/11/28/from_rug_rat_to_hipster_slang_names_for_kids_and_teenagers_32113.html