Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

23/07/2013

Словари в школе

М. КОРОЛЁВА: Я хотела бы с вами обсудить одну интересную историю, она связана со словарями и с тем, что столичных школьников обещают научить этими словарями пользоваться. С начала учебного года городской Департамент образования запускает пилотную программу, в рамках которой всех учителей и учеников 15 московских школ снабдят персональными словарями. Эти словари они должны будут использовать ежедневно при изучении самых разных предметов. Как я понимаю, это словари именно бумажные.

Но, кроме того, с нового года словари появятся еще и в электронном виде и в форме мобильных приложений. Ученикам попросту закачают эти словари в их гаджеты, смартфоны и так далее, и они смогут уже пользоваться и этими электронными версиями. Я посмотрела, что по этому поводу говорят в Институте русского языка. Там считают, что, действительно, за последнее десятилетие произошел мощный технологический рывок, у него, правда, есть и свои недостатки. С раннего возраста дети начинают пользоваться компьютером, общаются в социальных сетях, и это ведет к тому, что устный язык становится очень бедным. А словарями почти не пользуются. Во всяком случае, так это себе представляют ученые. Мы с вами сегодня попробуем это выяснить – может быть, это и не так. Во всяком случае, такие есть исследования, социологические в том числе.

Например, руководитель программы «Словари XXI века» Константин Деревянко говорил о таком социологическом исследовании, которое проводилось в 2012 году. Оно показало, что около половины учеников не понимают информацию, которая написана в учебниках, и речь идет не только об учебнике русского языка. Коллеги считают, что регулярное использование словарей должно решить эту проблему. Не знаю, насколько это так.

Во всяком случае, проблема есть, и это правда. Пользуются ли словарями? Какими словарями? Скорее электронными или скорее бумажными? Вообще, приучены ли дети словарем пользоваться, заглядывают ли они в него и по какому случаю? Вот об этом я бы сегодня хотела поговорить с вами. Мне будет интересно, если нам позвонят учителя, это самое интересное, потому что их наблюдения ежедневные, они знают, что происходит на самом деле.

Кроме того, если вы родители и вы знаете, пользуются ваши дети словарями или нет, приучаете ли вы их к этому, есть ли у вас дома словари. И если вы сами ребенок и можете нам рассказать, какими словарями вы пользуетесь и вообще пользуетесь ли, может быть, только электронными, может быть, и бумажными, которые есть в вашем доме, может быть, вы ходите в библиотеку, может быть, в кабинете русского языка есть словари. Вот всё, что касается словарей, - об этом я хотела бы поговорить сейчас с вами. Телефон прямого эфира (495) 363-3659. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Добрый день. Меня зовут Марина, я из Санкт-Петербурга. Я пользуюсь в основном двуязычными словарями, но помню прекрасно, что, в принципе, любовь к словарям нам привили еще в институте – московский "Полиграф", сейчас называется Академия печати. У нас была замечательный преподаватель – Глебова.

М. КОРОЛЁВА: Марина, я не сомневаюсь. Вы, наверное, редактор, это понятно. Когда редакторы пользуются словарями или человек, который окончил полиграфический институт или такое отделение, тут у меня нет сомнений – это профессиональная необходимость. Я хотела спросить по поводу детей. Дети есть у вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Пока нет.

М. КОРОЛЁВА: Можно было бы спросить, будете ли вы приучать своих детей пользоваться словарями, но это теоретический разговор.

СЛУШАТЕЛЬ: А можно маленькую реплику по поводу учебников, которых дети не понимают. У меня есть опыт общения с детьми 8-10 лет, 2-3 класс, это племянники, друзья знакомых. Могу сказать, что язык этих учебников, именно учебников русского языка, когда формулируется задание, он не понятен бывает даже взрослому. Мне кажется, уровень подготовки учебников на низком уровне. Я не знаю, решат ли эти проблемы словари.

М. КОРОЛЁВА: Есть и такая проблема. Но как поступает взрослый человек, если ему что-то не понятно в тексте? Что мы с вами делаем? Мы берем словарь, правильно? И обычно все-таки нам этот словарь помогает. Нам нужно где-то справиться, т.е. получить справку о том, что это за слово. И таким образом мы какую-то информацию получаем. Я хочу понять, насколько дети приучены к этому простому действию. Т.е. они, увидев что-то непонятное, бросают это и говорят «я не понял»? Что они делают? Они спрашивают у взрослого, спрашивают у учителя? Или все-таки есть эта привычка – обратиться к словарю? Это ведь самое простое. Спасибо, Марина, я поняла, что вы хотите сказать, но мне все-таки интересно было бы послушать практикующих в данный момент родителей, учителей или самих школьников. Если вы школьник, я очень прошу позвонить вас. Школьник, студент. Насколько вы пользуетесь словарями в своей повседневной жизни?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Эдуард из Питера. В последнее время в моде такое слово, как «брутальный». Но нет чтобы посмотреть в словарь иностранных слов, что оно означает.

М. КОРОЛЁВА: Эдуард, это опять-таки теоретический разговор. Давайте ближе к практике. Ольга из Иркутска пишет: «Не представлю свою жизнь без словарей. Предпочитаю бумажные. Дети – уже электронные, но я их критикую». Не знаю, Ольга, надо ли критиковать детей. Мне кажется, какими бы словарями они ни пользовались, в том числе и электронными, это само по себе уже благо. Главное – знать, что если ты видишь что-то незнакомое, то есть правило: делай раз – открой словарь. Какой он будет при этом… Конечно, бумажный словарь, как считается, это словарь выверенный, электронные словари обновляются достаточно быстро, и там они не всегда выверенные, там бОльшая вероятность ошибки. Но, тем не менее, электронный словарь тоже словарь. (495) 363-3659. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Людмила Петровна, я из Москвы. Очень люблю словари. Первая книжка, которую я купила на собственные деньги, это был орфографический словарь. Я уже человек пожилой, мне за 80. И сейчас я уже правнучке подарила словарь Даля.

М. КОРОЛЁВА: Насколько ваша правнучка пользуется этим подарком?

СЛУШАТЕЛЬ: Ей 4 года всего, так что она не пользуется. А внуков и детей всё время приучаю пользоваться именно бумажными словарями.

М. КОРОЛЁВА: И каков результат?

СЛУШАТЕЛЬ: Дети очень интересуются, внуки пока не очень.

М. КОРОЛЁВА: Это то, что я и предполагала услышать. Спасибо вам большое. (495) 363-3659. И мы слушаем вас. Как у ваших детей или у вас обстоят дела со словарями, если вы сами школьник или студент? Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я Марина Леонидовна. Обожаю русский язык, литературу, всё привито в школе. Всё передано дочери. Сейчас так много безграмотных людей. У меня даже не выходит дружбы с людьми, которые пишут мне неграмотные смс-ки. В этом направлении я такой человек. Я считаю, что словари должны быть обязательно рядом, особенно сейчас. Дочка моя пользуется, потому что это привито ей с детства. Нужно приучать с детства. Если человеку не интересен русский язык, он не будет пользоваться словарями. Всё прививается с детства.

М. КОРОЛЁВА: Прекрасные слова. Но как это всё применимо на практике? Я бы хотела все-таки услышать от кого-то, как это применяется на практике. Мы прекрасно знаем, как должно быть: все должны быть грамотными, непрерывно заглядывать в словари, но боюсь, что это не так. «Дочери 12 лет. Приучала с 1 класса. Словари бумажные. Любое непонятное слово или словосочетание – дочь под моим руководством ищет в словаре». Приучить – это не значит всё время работать под вашим руководством. Если под вашим руководством – значит, в каком-то смысле из-под палки. «Всеми словарями пользуюсь. Внуку купила Даля». Юля из Москвы: «Со школы привыкла к оксфордским словарям. До школы еще приучили к словарям. Первым был словарь Даля. Пользуюсь словарями до сих пор». Давайте попробуем принять еще один звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ольга, я из Москвы. Хочу поделиться своим опытом, как я не из-под палки научилась пользоваться словарем. Мой отец врач-педиатр, у нас была полная медицинская энциклопедия, огромное издание во многих томах. Мои родители – люди закрытые, не готовы были в свое время поговорить со мной на тему сексуального просвещения, и я искала информацию сама. Медицинская энциклопедия научила меня, двигаясь по контекстным ссылкам, находить полную информацию по любому вопросу.

М. КОРОЛЁВА: И вы это сделали сами, никто вас не учил.

СЛУШАТЕЛЬ: Я это сделала сама, мотивация у подростков в поиске такой информации максимальная.

М. КОРОЛЁВА: Найти запретную информацию

СЛУШАТЕЛЬ: Я искала запретную информацию, работала с этим словарем. По образованию я учитель начальной школы. Как учитель я много раз сталкивалась с тем, что детей надо приучать к работе со словарями. (ПЛОХАЯ СВЯЗЬ).

М. КОРОЛЁВА: Главное мы поняли. Действительно, должна быть очень сильная мотивация. Скажем, без определенных слов вы просто не поймете, о чем идет речь – и тогда это заставит вас двигаться по тем самым контекстным ссылкам, и вы получите информацию. Давайте мы сейчас проголосуем. Причем я предлагаю сделать наше голосование более частным, не говорить о том, пользуетесь ли вы словарями вообще. Я бы хотела узнать, какими словарями вы пользуетесь в первую очередь – бумажными (и тогда позвоните по телефону 660-06-64), электронными (позвоните по телефону 660-06-65). После новостей я объявлю вам результаты голосования. Кроме того, мы начнем играть в слова и выигрывать книжки.

НОВОСТИ

М. КОРОЛЁВА: Закончилось у нас электронное голосование. Меня результат удивил. 77% сказали, что они пользуются скорее бумажными словарями, только 23% говорят, что они пользуются словарями электронными. Если я посмотрю на своих коллег, на свое окружение, я скажу, что все-таки бумажными словарями они пользуются в крайних случаях. Во-первых, когда эти словари есть под рукой, а так все-таки электронными словарями. Сейчас вспоминаю свой последний опыт. Да, у меня здесь в программе «Говорим по-русски» на столе лежат два бумажных словаря – Толковый словарь русского языке под редакцией Шведовой и Словарь ударений Резниченко, но я прежде всего открою экран компьютера, это быстрее.

Есть довольно много смс-ок, некоторые я прочитаю. Семен пишет: «Сканированные бумажные словари у детей в планшетах. Пользуются». Катя из Москвы, учится в 9-м классе, пишет, что пользуется исключительно электронными словарями – так быстрее и удобнее. «Дома огромное количество словарей, - пишет Светлана. - Сын не пользуется. Студент». Алла из Тульской области пишет: «Зачем словари? Есть же Гугл». Вот здесь, Алла, я бы с вами не согласилась. Если вы хотите точный и выверенный ответ – это очень важно, - то лучше обратиться хотя бы к электронному словарю. Там это ответ, который прошел проверку на нескольких уровнях.

Меня тут спрашивает Елена: «Какие посоветуете электронные достойные словари?» Елена, что я делаю сама? Я захожу прежде всего на «Грамота.ру», там есть отличный ресурс под названием «Проверка слова».Просто вы вбиваете нужное вам слово – и вам вываливается этот список сразу из нескольких словарей, т.е. вы можете посмотреть, как слово ведет себя в разных словарях. Потому что это поведение, оно часто отличается. Мне, например, нужно посмотреть, как это в разных словарях, чтобы сделать свой вывод для себя и чтобы вам ответить на ваш вопрос в программе «Говорим по-русски». Кроме того, есть огромное количество электронных версий словарей в Интернете.

Галина из Волгограда: «У меня пока нет Интернета. Всегда пользуюсь словарями». Елена: «Отправляю детей к бумажным словарям и энциклопедиям». Мария: «Мы с детьми играли в «Эрудит» с помощью словаря Ожегова». Кстати, отличный способ приучить к словарям. Вы, наверное, знаете такие наборы карточных игр, в частности «Ударник» и так далее, вот эти игры тоже прекрасно располагают к тому, чтобы потом человек приучился заглядывать в словарь, а не просто переворачивал карточку и находил там правильный ответ. «Дочь сама стала всё чаще смотреть в словари, - это пишет Ира. – Сама покупает новые. Дело в том, что у нее прекрасная зрительная память. Поэтому из-за безграмотного Интернета ее собственная грамотность начала страдать.

Мы останавливаем разговор о словарях. Завершая его, я только могу вам сказать, ссылаясь опять-таки на Константина Деревянко, который возглавляет программу «Словари XXI века», он обещает с сентября запустить информационную он-лайн площадку, на которой будут опубликованы самые актуальные для школьников справочники: орфографический словарь, словарь ударений, полный академический справочник по орфографии и пунктуации. И с нового года словари будут доступны для мобильных устройств на самых популярных платформах. Кроме того, обещают создавать дидактические материалы для учителей в бумажной и электронной версии, в них будет объясняться, в каких ситуациях ученики могут и должны пользоваться словарем.


Говорим по-русски. Передача-игра

"Эхо Москвы"

21.07.2013 11:05
 

http://www.echo.msk.ru/programs/speakrus/1119216-echo/#element-text