Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

07/12/2012

"Ценз на политграмотность"

Россия продолжает "уточнять" свою миграционную политику. С 1 декабря трудовые мигранты, желающие получить разрешение на работу в России, должны сдавать экзамен по русскому языку. Если верить официальным лицам, то речь идет исключительно о простейших навыках: купить авиабилет, написать заявление, объясниться в магазине и т.д.

Идея вроде бы вполне здравая: люди, желающие жить и работать в стране, должны знать ее язык хотя бы на уровне минимальной социальной необходимости. И вряд ли эта инициатива заслуживала бы столь пристального обсуждения, если бы не некоторые "но". Нет, дело даже не в том, что цена за прохождение этого теста оказалась, по убеждению многих, завышенной - 100 долларов и выше, в зависимости от региона - в конце концов любое государство имеет право устанавливать сборы, налоги, пошлины и т.д. по собственному усмотрению. Можно даже найти логику в том, что уже на стадии сдачи тестов, необходимых для получения разрешения на работу, от потенциального мигранта требуют указать, где он в России намерен жить: дескать, пусть приезжают "под конкретный проект", с четким указанием, чем и где собираются заниматься, а не ищут работу по прибытии. Куда важнее другое: слишком уж эти "тесты на знание языка" приближены к небезызвестному "цензу на грамотность" в южных штатах США. Напомним: этот ценз представлял собой часть так называемых "законов Джима Кроу", появившихся в южных штатах после поражения в гражданской войне Севера с Югом и вынужденной отмены рабства и призванных максимально затруднить афроамериканцам путь к подлинному равенству с белыми. Обоснование придумали как бы логичное. Дескать, потенциальному избирателю необходимо иметь минимальный уровень грамотности, чтобы разобраться, за кого он голосует, а так как черные по большей части - неквалифицированные сельскохозяйственные рабочие, и уровень их образования крайне низкий, то перед тем, как позволить им зарегистрироваться в качестве избирателей, надо бы проверить, в состоянии ли они разобраться, за что ставят птичку в избирательном бюллетене. Только вот почему-то сдавать этот ценз на грамотность должны были исключительно черные, а на белых, в том числе тех, кого на том же Юге весьма непочтительно именовали "белой рванью", это правило уже не распространялось. К тому же в некоторых штатах от потенциальных черных избирателей требовалось прочитать наизусть всю Декларацию независимости и Конституцию США - а с таким заданием справится даже не всякий профессиональный юрист.

А теперь перейдем к нынешним российским "вопросам языкознания". Прежде всего нельзя не заметить, что новые тесты так же, как и "ценз на грамотность", весьма избирательны. Они, напомним, распространяются исключительно на мигрантов, прибывающих в РФ на безвизовой основе. Одно только это уже заставляет задуматься о том, на самом ли деле в Москве следовали той самой "здравой идее" насчет знания языка страны, где мигранты собираются жить и работать. Потому что получается как-то непонятно. Если, к примеру, в Россию приезжает на работу французский дизайнер, немецкий врач, японский инженер-электронщик, американский специалист по IT-технологиям, то их по новому закону на знание русского языка проверять необязательно. То же касается граждан других стран Евросоюза, выходцев из Венесуэлы, с острова Науру и Республики Вануату - им тоже вполне можно обойтись без знания русского языка на "минимальном социальном уровне". А вот работающему на стройке таджикскому каменщику он уже остро необходим.

Вопросы вызывает и перечень тестов. Например, непонятно, зачем тому же "гастарбайтеру" умение написать на русском языке письмо. Тем более неясно, зачем понадобился "тест на грамматику" - к примеру, потенциальным трудовым мигрантам надо выбрать, какая из предложенных грамматических форм является правильной: "пошел в магазин", "пошел в магазину", "пошел в магазина". И каких еще тонкостей языкознания потребуют авторы тестов от потенциальных трудовых мигрантов, можно только гадать.

Распространяется новая норма не только на потенциальных рабочих, но и на "мелких коммерсантов", намеренных торговать на московских рынках. Что тоже непонятно. Напомним: еще после антикавказских погромов в Кондопоге в 2006 году Владимир Путин "продавил" законодательные поправки, запрещающие по сути дела всем "неместным" торговать на рынках. То ли прежний запрет не сработал, то ли новые "рогатки" ставят, позабыв о прежних.

Но самое главное - это, возможно даже, не тонкости самих тестов, а тот политический фон, на котором они появились. В самом деле, в Москве даже не особенно скрывают, что намерены с их помощью ограничить приток в страну "гастарбайтеров", прежде всего из стран Центральной Азии - то есть тех, кто выполняет сегодня в российских городах самую тяжелую и низкооплачиваемую работу: на стройках, в городском коммунальном хозяйстве, в торговле, а заодно и рыночных торговцев.

Как того и следовало ожидать, в Баку большинство экспертов расценили эти нововведения как еще одно звено в цепи попыток Москвы "надавить" на Азербайджан. В числе которых - и множество других "косвенных признаков", от создания в Москве пресловутого "клуба миллионеров" во главе с Союном Садыговым до резкой активизации военного сотрудничества с Арменией. Впрочем, насколько эффективным окажется такое "давление" - вопрос открытый. Во-первых, для Азербайджана с его нефтью, газом, развивающейся курортной и туристической инфраструктурой и почти что миллионом новых рабочих мест за последние 8 лет торговля на московских рынках - не самый важный сегмент экономики. Во-вторых, азербайджанский агропромышленный комплекс - это опять-таки уже не московские рынки, а по большей части современные консервные заводы, продукция которых экспортируется в страны ЕС и США. Наконец, "запереть рынки" для Азербайджана Москва пытается уже далеко не в первый раз, и каждая такая попытка приводит к тому, что определенная часть тех, кто реализовывал свою продукцию на российских рынках, переориентируется на другие адреса. И если московские "политтехнологи" новых реалий не замечают, это еще не значит, что подобные реалии не существуют вообще.

Другое дело - влияние этих самых "антигастарбайтерских тестов" на ситуацию в самой России. Потому как речь идет о серьезной уступке со стороны власти требованиям националистов.

Честно говоря, можно без труда догадаться, почему власти в РФ заигрывают со столь одиозными союзниками. Несмотря на видимость успеха Путина и "единороссов" на всех возможных выборах, нельзя не заметить, что в реальности "второе пришествие Владимира Владимировича" началось совсем не так, как ему бы того хотелось. Массовые митинги на Болотной, "белые ленточки" и т.д. только на первый взгляд закончились ничем. Столкнувшись с массовой волной недовольства, пусть и еще не структурированного, Путин начал действовать по вполне предсказуемому сценарию - укреплять свое положение.

При этом рассчитывать на громкие внешнеполитические победы ему явно не приходится - расклад сил на международной арене не внушает оптимизма. Идея с Евразийским союзом откровенно буксует. Прорыв в "социалке" - тоже из области розовых мечтаний: основной "наполнитель" бюджета - "Газпром" - с европейского рынка откровенно "отжимают". Да пиар-акции далеко не всегда дают ожидаемый эффект: достаточно вспомнить, как открыто зубоскалила Россия по поводу полета на дельтаплане со стерхами.

Тем не менее власть действует весьма активно. Последние коррупционные разоблачения в "Оборонсервисе" и "Агролизинге", суды над "коммунальщиками" в Санкт-Петербурге - вся эта антикоррупционная кампания, судя по всему, призвана еще и избавить "ЕдРо" от малоприятного имиджа "партии жуликов и воров" и продемонстрировать политическую волю к наведению порядка. Отставка же министра обороны Анатолия Сердюкова представляет здесь особый интерес. Бывшего "мебельного коммерсанта", напомним, генералитет тихо ненавидел. Более того, Сердюков оказался первым министром обороны в истории России, кто открыто поставил вопрос о закупке военной техники за рубежом, потому как изделия российского ВПК уже безнадежно морально устарели. Такого военно-промышленные магнаты "табуреточнику" уже не простили. Так что, отправляя в отставку Сердюкова и назначая на пост министра Сергея Шойгу, "своего" и для армии, и для президентской команды, Путин решал одновременно несколько задач: добивался впечатляющего пиар-успеха, "умасливал" генералитет и верхушку ВПК, усиливал контроль над армией, что на фоне растущего недовольства более чем необходимо.

Ставка на националистов на этом фоне - шаг, который, вполне возможно, представляется Кремлю беспроигрышным. Против "гастарбайтеров" ополчились все кому не лень. А сами "джумшуды и равшаны" гражданства не имеют и на выборах не проголосуют. Словом, попытка, испугавшись Болотной, завоевать симпатии Манежной выглядела весьма привлекательным вариантом.

Только вот при этом в Москве, похоже, на минуточку позабыли, что Россия - страна многонациональная. И что та ксенофобия, которая получила сегодня официальное одобрение власти, распространяется не только и не столько на "джумшудов и равшанов", сколько на выходцев с российского Северного Кавказа.

А это уже куда серьезнее и куда опаснее. Потому что, как уже не раз указывалось в прессе, в том числе в нашей газете, "гастарбайтеры" могут собрать чемоданы и вернуться к себе на родину. Рыночные торговцы - тем более. А вот реакция дагестанцев, чеченцев, черкесов, ногайцев будет совершенно иной. И тут уже лучше не забывать, что распад Югославии начался с того, что Слободан Милошевич, возглавив многонациональную федерацию, сделал ставку на сербский национализм.
 

5 декабря 2012/ НУРАНИ

http://www.echo.az/index.php?aid=31344