Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

29/04/2011

Истязание падежами



Чиновникам из Минздрава нужно раскрыть учебники, а не писать открытые письма.
В начале этой недели коллегам из "МК" стало известно о том, что некоторых госслужащих отправят на курсы русского языка. Но не для запоминания ударений и реанимирования школьных орфограмм, а для серьезного дела – обучения деловому письму. Речь идет о чиновниках, в обязанности которых входит лингвистическая экспертиза законопроектов, а также подготовка к публикации стенограмм заседаний Госдумы. Программа, длительность которой составляет 48 часов, называется "Письменная деловая русская речь: язык законодательства и служебных документов". Как пишет "МК", читать лекции будут ведущие преподаватели столичных вузов, они будут приходить прямо в Госдуму, чтобы не отрывать деловых переписчиков от производства.

Кто конкретно отправится на курсы и станут ли они обязательными и для остальных чиновников, пока не сообщается. Но у меня для организаторов этой программы уже есть предложение.

Дело в том, что тема писем (особенно открытых), выходящих из-под пера чиновников, в последнее время стала особенно актуальна. Так что я бы начала не с тех, кто пишет стенограммы и занимается экспертизой, - я бы отправила филологический десант в Минздрав. Сочувственные мысли об уровне лингвистической подготовки специалистов этого ведомства у меня вызвало их недавнее открытое письмо против Леонида Рошаля и его знаменитого выступления на медицинском форуме. Когда коллеги лингвисты как бы между прочим заметили, что письмо неграмотное, я не придала этому особого значения, подумала, ну чем тут могут еще чиновники удивить. Но нет. Открыв письмо, которое я, каюсь, в первый раз прочла не целиком, а фрагментами, я поняла, что скорая филологическая помощь его авторам (этим скромникам, так и остающимися пока безымянными) требуется незамедлительно.

Пока на курсы они еще не записались, хочу дать несколько рекомендаций, какие разделы школьного курса им следует повторить. Итак:

1. Синтаксис. Особенно употребление деепричастных оборотов. Дорогие сотрудники Минздрава, не забывайте о шляпе, которая слетела, проезжая мимо станции. И вы сможете избежать таких досадных недоразумений, как в первых строках вашего эмоционального письма: «Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме медицинских работников Леонида Михайловича Рошаля подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь». Неплохо было бы повторить и времена причастий, а то получается, что Леонид Михайлович до сих пор выступает. Хотя в сознании многих это действительно так, и его поступок забыть трудно.

2. Падежи. Сложно, конечно, вернуться мысленно во 2-й класс средней школы, но попытайтесь, у вас получится! И тогда из письма хотя бы будет понятно, кто кого поддерживал и что расходовал. Потренируйтесь на этом абзаце: «Ведь при той значительной поддержке Правительства Российской Федерации и в то же время экономно расходуемых средств мы умудряемся одними только организационными мерами приводить в порядок давно находящуюся в беспорядочном состоянии деятельность наших служб и учреждений: подготовка Порядков, которые вобрали в себя множество разрозненных приказов, касающихся деятельности той или иной службы, теперь собраны в один документ, которые будут настольной книгой любого врача, управленца, ученого и практик». Тут и стилистику (нарушение лексической сочетаемости) заодно вспомните, чтобы как-то справиться с «беспорядочным состоянием», которое вы так удачно привели в порядок.

Кстати, если любите «Операцию «Ы», пересмотрите фрагмент с «туфлЁй», которая «моё». И обратите внимание на следующее предложение. «Стандарты, которые проложат путь к качественному лечению равно доступном всем слоям общества, сравнимую (???) с зарубежными аналогами, да еще и включающую в себя гарантию роста заработной платы без ущерба бюджету регионов…»

3. Употребление личных местоимений. Понимаю, вы настолько разгневаны, что лишний раз не хотите упоминать даже имени уважаемого Леонида Михайловича, но это приводит к досадным двусмысленностям. «После подобных выступлений не удивимся, что дискредитация федерального органа исполнительной власти может повлечь за собой негативные последствия. Вседозволенность поведения на трибуне, его панибратские высказывания вызывали искреннее недоумение, иронию и сразу не были адекватно оценены и только по истечению кого-то времени они были негативно оценены нашими коллегами из регионов». Что же получается – выступал, простите, орган? И это он позволил себе, опять простите, вседозволенность? Поосторожнее, а то из органа потом и вам письмо напишут. Обратите внимание и на построение фразы в целом.

4. Опять деепричастия! Не забывайте о шляпе. «А заглянув в его профессиональное прошлое (вынужденная мера), это еще более усугубило негативное отношение к Леониду Михайловичу».

5. И опять стилистика и сочетаемость. «Уважаемый Владимир Владимирович! Вы извините, нас, пожалуйста, за то, что мы отрываем у Вас время, но, наверное, наболело». Отрывать премьера от дел, конечно, нельзя, нехорошо, а вот время у него оторвать можно.

Если честно, то список советов большой, и, чтобы не отрывать вас «от времени», на этом остановлюсь. А «преподавателям ведущих российских вузов» порекомендую все-таки отправиться сначала в Минздрав. Осталось только узнать имена и фамилии курсантов.

27 апреля, 19:43 | Ксения Туркова

Постоянный адрес статьи: http://mn.ru/ksenia_turkova/20110427/301465096.html
© 2010-2011 ФГУП РИА Новости и НП ИД Время