Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

03/04/2011

Дети говорят без слов

Один из самых популярных роликов сайта Youtube, собравших миллионы просмотров, стал причиной для оживленных научных дискуссий. Диалог двух малышей позволил задаться вопросом о том, так ли нужно для осмысленного разговора знать какие-либо слова?

Прекрасный повод для изучения детской речи - полуторагодовалые близнецы Сэм и Рен из США стоят возле холодильника и несколько минут активно общаются между собой. Их диалог состоит из вопросов и ответов, оживленной мимики, восклицаний, жестов и характерных пауз в речи. Но дети говорят без слов, в их общении нет только одного - каких-либо осмысленных слов. Это в прямом смысле детский лепет, представляющий собой набор внешне абсолютно бессвязных звуков, так как дети еще не умеют говорить.

 

Но они совершенно очевидно понимают друг друга, как понимают своих собеседников более взрослые люди. Так нужно ли знать какие-либо слова для того, чтобы вести разговор, или для этого достаточно всего лишь интонаций? И был ли прав с научной точки зрения гениальный советский режиссер Георгий Данелия, который создал "четлано-пацакский словарь" для фильма "Кинд-дза-дза", где "ку" заменяло почти все возможные слова?

 

"Эти малыши находятся на исходной точке человеческого языка, - говорит профессор Центра Vanderbilt Kennedy в Нэшвилле, специалист по слуху и речи Стивен Камарата. - Они не пользуются словами, а издают звуки, тона, из которых складывается ритм речи. Малыши применяют интонационную часть предложений, имитируя человеческую речь. Это один из способов, благодаря которому дети учатся говорить".

 

"Они еще не знают никаких слов, но уже знают, как работает диалог, - согласен с ним доктор Роберта Голинкофф, профессор и директор программ по изучению детской речи в Университете Делавэра в Ньюарке. - Малыши используют слоговую артикуляцию для целей общений. Со временем этот лепет будет заменяться осмысленными словами. Но пока они обмениваются импровизированными идиомами. И понимание идет за счет интонации. К тому же перед нами близнецы, которые очень похожи друг на друга. Их развитие происходит практически одновременно".

http://www.medikforum.ru/news/health/healthy_child/7007-deti-govoryat-ne-znaya-slov.html