Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

28/03/2011

Учительский голос

Ведущие : Ольга Северская, Марина Королева.

 

О.: Кому из нас незнакомы «железные нотки учительского голоса»! Некоторые до сих пор просыпаются от ужаса, услышав во сне: «Иванов, к доске!» или «Сидоров, а ну закрыл рот!». О том, как говорят учителя, мы и расскажем сегодня.

М.: А заодно объясним, что может быть эффектным, а что – эффективным.

 

О.: Педагога всегда можно узнать по речи, полагает Татьяна Базжина, автор статьи «Сядь, закрой и помолчи, или Как говорят учителя», которая опубликована… в «Учительской газете». Не случайно в русском языке появилось выражение «говорить учительским тоном» - что значит, по мнению большинства носителей языка, «говорить с превосходством, назидательно, выговаривая слово за словом, цифру за цифрой, выставив указательный пальчик, с осознанием собственной правоты, близкой к непогрешимости».

М.: А специальный «учительский голос», по наблюдениям автора, описывается как монотонный, вредный, занудный, металлический, хамский, обладающий усыпляющим действием, сухой, властный, страшный. Справедливости ради автор замечает, что некоторым информантам он кажется спокойным, мягким, отчетливым, слегка насмешливым – но крайне редко.

О.: Во всех пособиях указывается, что типичные «учительские выражения»: помолчи, закрой рот, сядь, прекрати, перебивы ответов учеников уничижительными оценками типа: как всегда, ничего не знаешь, куда только смотрят твои горе-родители, где уж тебе это понять разрушают отношения учителя и ученика. Не рекомендуется задевать личное достоинство учащегося, говоря ему: Ты вообще лентяй, тянешь весь класс назад, всегда всем мешаешь!

М.: Но раз это так активно не рекомендуется, значит, «недопустимое» довольно часто «допускается», заключает автор статьи. И подтверждает это данными проведенного анкетирования. На вопрос, чего не должен себе позволять учитель, педагоги-респонденты, засвидетельствовав привычную им практику общения, ответили: кричать, повышать голос, грубить, оскорблять и унижать ученика, сквернословить, устраивать истерики. Мало кто признался, что ругает своих подопечных, большинство на этом просто «не зафиксировалось» - а это значит, что отрицательного основная масса учителей просто не замечает!

О.: По данным Татьяны Базжиной, 60% опрошенных учителей, то есть больше половины, вообще никак не задумываются о том, как они общаются с учениками, либо отвечают: «Нормально. Себя трудно оценивать». А 20% уходят от ответа, прибегая к «педагогической мантре»: «Я профессиональный педагог, относящийся ответственно к своим обязанностям, любящий детей, творчески относящийся к работе». И лишь 14% недовольны результатами своей коммуникации с классом и собственной неуравновешенностью и излишней эмоциональностью.

М.: Но ведь всем хотелось бы – мы в этом просто уверены! – чтобы взаимодействие учителя с учеником было эффективным, а не как в сериале «Школа», который многим бы хотелось забыть, запретить, переснять, только чтобы не думать о школьных проблемах.

О.: Об эффективных способах их решения поговорим через пару минут. А пока сосредоточимся на том, что эффективно, а что – всего лишь эффектно.

 

 

 

О.: На том самом канале, который показал скандальный сериал, мастерица-домохозяйка учит страну, как делать голубцы. Оказывается, их можно состряпать даже из небольшого кочана капусты, только нужно, чтобы листики не раскручивались, перевязать их перышком зеленого лука. Это милая женщина и проделывает, отправляет голубцы в кастрюльку, а вынув их на тарелочку, с удовлетворением замечает: получились они не только вкусные, но и смотрите – какие… эффективные!

 

 

 

М.: Хочется спросить: а редактор выпуска куда смотрел? Уж явно не в словарь. Иначе голубцы получились бы, как и положено, эффектными. Придется нам выводить страну из заблуждения.

О.: Эффектным будет все то, что производит впечатление. Любая женщина мечтает об эффектном наряде, эффектных аксессуарах, эффектной прическе, а еще о том, чтобы само ее появление было эффектным – то есть, не прошло незамеченным.

М.: Эффектно войти, сесть, приняв эффектную позу, сделать эффектный жест – это требует таланта или большой тренировки. И, кстати, если цель – именно произвести впечатление, это иногда оказывается эффективным.

О.: То есть действенным, приводящим к нужному результату. Если уж не дай бог заболеешь, просишь врача выписать самое эффективное лекарство – кому охота в постели лежать с температурой, чихать и кашлять неделю, а то и две.

М.: Никому. Я вообще за эффективность всегда и во всем, чего бы это ни касалось: борьбы с тараканами или со словами-паразитами.

О.: Еще раз напомним: все эффектное – впечатляющее, рассчитанное на внешний эффект, а эффективное – действенное, то, что позволяет достигнуть результата, который тоже иногда называют эффектом, но в другом значении.

М.: В общем, если вернуться к телевизионному сюжету, можно сказать: перевязать голубец перышком зеленого лука – эффективный способ сделать так, чтобы тот не развалился и выглядел эффектно.

О.: С выбором этих слов разобрались, переходим к тому, какой эффект производят те или иные слова в учебном процессе и что может повысить его эффективность.

 

 

 

О.: Татьяна Базжина, автор статьи о том, как говорят учителя, уверена: многие проблемы школы можно решить, поменяв модель речевого поведения педагогов. Интересно, что подавляющее большинство самих учителей считает, что их речь должна быть правдивой, ясной, внятной, четкой, достаточно грамотной, без слов-паразитов, и только 7% опрошенных говорит, что педагог должен говорить понятно, доступно и интересно. На содержание, а не на форму обращают, получается, единицы!

М.: Кошмар какой! Не менее интересную информацию наша коллега почерпнула и из ответов на вопросы, о том, как хвалят и как ругают учеников. Хвалят обычно так: молодец, умничка, зайка, профессор, лапочка, мой золотой, глажу по голове, не ожидала от тебя такого, ну надо же, за это можно и пятерку поставить!

О.: Вроде бы – обширный репертуар хвалебных слов, но похвала-то не на равных, допускает вторжение в личный мир ученика упомянутыми поглаживаниями и похлопываниями по плечу, имеет «стоимость» - положительную отметку, да к тому же исходит из низкой оценки возможностей ученика, для учителя любой успех – неожиданность.

М.: А как ругают… Мы уже сказали, что признаются в этом считанные единицы из опрошенного педсостава, а те, кто честно ответил на вопрос, обычно говорят: очень плохо, стыдно, безобразие, демонстрируют свое огорчение, взывают к ответственности, интересуются, почему опять урок не выучен.

О.: И опять же, эти слова не подразумевают ответных реплик. Более того, они описывают эмоциональное состояние учителя, но никак не затрагивают личности ученика.

М.: «Научимся говорить с людьми, - заключает Татьяна Базжина, - начнем жить не в параллельных мирах, а в едином пространстве. С учениками, с их родителями, с коллегами. Появятся другая школа и другое общество – уважающие человека».

 

О.: Мы – М.К., О.С. и звукорежиссер С.И. – с нею совершенно согласны. Давайте говорить друг с другом – по-русски, правильно и, по возможности, душевно. А «Учительской газете» - спасибо за актуальную публикацию. И – до новых встреч в эфире «Эха».

 


Эхо Москвы / Говорим по-русски. Радио-альманах / Воскресенье, 27.03.2011
Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/rusalmanach/760778-echo/

© 2004 - 2008, Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/