Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

31/08/2010

«Дом-текст». Геометрическая фонетика Леонида Петрушина

 

3 сентября 2010 года в Доме Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, в 16:00 часов состоится открытие выставки «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Леонида Петрушина "ДОМ-ТЕКСТ"» (Москва - Саратов).


Выставочный проект Дома Павла Кузнецова "ДОМ-ТЕКСТ", ставящий целью привлечь внимание власти Саратова к состоянию и деятельности этого филиала Радищевского музея, в этот раз сделал серьезную заявку на включение в ряд проектов на международном уровне.

"Геометрическая фонетика" Леонида Петрушина является продолжением основной темы художника – большой серии графических триптихов "Кинетические объекты". Идея новой серии выросла из особенности русского языка – большого количества слов, состоящих из трех букв. Позже художник начал использовать трехбуквенные слова французского языка. По существу, это было созданием нового пластического языка, состоящего из букв-модулей строго геометрической формы. Геометрия каждой буквы и фона (соответственно белого и черного цвета) – это квадрат, прямоугольник и треугольник, иногда составляющие приемом наложения более сложные фигуры.

История искусства уже знала создание новых пластических языков: языка лирической абстракции В. Кандинским, языка геометрической абстракции К. Малевичем, П. Мондрианом, «пластических единиц» В. Вазарели. Подобно буквам алфавита, складывающимся в слова, а слова – в предложения, модули языков в живописи и графике складываются в произведения изобразительного искусства.

Язык "геометрической фонетики" Л. Петрушина – несомненное творческое открытие или, если хотите, изобретение художника. Букву, являющуюся графическим знаком для изображения звука, художник приводит к геометрическому знаку, тем самым превращая ее в новую универсальную пластическую единицу. Сочетание геометрических фигур в буквах и фоне, их визуальное движение при прочтении конкретных слов в таких лентах и плоскостях – является второй частью названия нового пластического языка этой серии - фонетикой.

Три буквы-знака с фоном составляют триптих, триптихи складываются в ленты, ленты заполняют плоскости, которые могут увеличиваться до бесконечности. Язык геометрической фонетики, обладая универсальностью, может постоянно обновляться, привлекая слова и буквы разных языков. Увеличение масштабов лент и плоскостей, а также конструирование из них геометрических форм в пространстве: колонн круглых, треугольных, квадратных и многоугольных в сечении, эффект обматывания лентами или покрытия плоскостями уже имеющихся объектов, позволяет, применяя современные технологии, использовать этот прием в индустриальных, архитектурных сооружениях.

Есть в этой игре ума, создавшей новый язык геометрической фонетики, игровой элемент иного плана, лежащий на другом интеллектуальном уровне. Один уровень: геометрия-пластика-движение-пространство-архитектоника. Другой: геометрия-пластика-движение-шрифт-шифр. Соотнесение прочтения конкретных слов с модульным применением их конструирования на конкретных плоскостях или объемах вносит особый кодированный смысл и содержание в получившийся арт-объект. Таковым и является проект "Дом-текст" на Доме Павла Кузнецова в Саратове. Относящиеся именно к этому мемориальному дому ключевые слова: ДОМСАДДАР придают адресность явлению универсального характера.

Всех гостей в этот день ожидает сюрприз-перфоманс. Каждый желающий вместе с художником сможет поучаствовать в акции: добавить в слово СТЕПЬ, выложенное на газоне перед Домом-музеем, краски и различные элементы.

 

Елена Слухаева, искусствовед, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности Саратовского Радищевского музея

 

 


www.museum.ru/N40866