Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

04/08/2010

Казнить нельзя помиловать


 

На прошлой неделе на Sostav.ru развернулась дискуссия о спорной запятой на рекламном макете. Камнем преткновения послужил слоган: "Видишь подросток покупает пиво, скажи - НЕТ". По мнению редакции, в этой фразе содержалась пунктуационная ошибка: не хватало запятой после слова "видишь". Точку зрения журналистов подтвердили опрошенные ими эксперты. "Конечно, в сложном предложении надо ставить запятую, - считает Ольга Козлова, кандидат филологических наук. - Есть первая часть - "видишь", и вторая - "подросток покупает пиво", и их надо отделить друг от друга. Кроме того, предложение нелогичное - кому именно надо сказать "нет"? Себе? Подростку?"

"Поскольку это сложное предложение, между двумя его частями (основы - "[ты] видишь" и "подросток покупает") обязательно должен быть знак препинания. В данном случае мы имеем дело со сложным бессоюзным предложением, - прокомментировала Sostav.ru профессиональный корректор и литературный редактор Наталья Витько. - Справочник Д.Э. Розенталя дает однозначный ответ о пунктуации в таких случаях: "Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что)".

Однако, как оказалось, в МВД бытует другая точка зрения. Олег Федоренко, заместитель директора Фонда "Социальные проекты и программы", предоставил редакции другое экспертное мнение, подтверждающее, что ошибка на макете не содержалась. Правила пунктуации читателям Sostav.ru разъяснила Татьяна Викторовна Федорова, учитель русского языка и литературы ЦО № 1071, кандидат педагогических наук, победитель конкурса "Учитель года" г. Москвы, лауреат Премии Президента РФ в области образования, выпускник Президентской Программы (РЭА им. Плеханова).
 


Казнить нельзя...
 

Дискуссия о знаках препинания в рекламном слогане: "Видишь подросток покупает пиво, скажи - нет!" - неизбежно выльется в нечто большее, чем простые сетования по поводу падения уровня грамотности населения. Перед нами очередное столкновение языка масс-медиа с классической языковой нормой.

Как мы знаем, знаки препинания в русском языке указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики. Таким образом, разобравшись со смысловыми блоками, грамматическим строением и ритмом данного слогана, мы сможем расставить в нем знаки препинания. И здесь начинаются трудности. Думается, внимательный читатель уже заметил, что оба эксперта, чьи мнения приводятся в статье, придерживаются мнения, что перед нами сложное предложение. Однако Ольга Козлова считает, что надо ставить запятую, в то время как Наталья Витько настаивает на двоеточии.

Действительно, если мы считаем, что перед нами сложное бессоюзное предложение, то употребляем двоеточие. (Видишь: подросток покупает пиво - скажи: "Нет!".) Если мы рассматриваем слово "видишь" как вводное (наряду с верите ли, знаете, извините, употребляемыми в диалогической речи), то необходима запятая. Но в каждом правиле есть исключения, Д.Э. Розенталь в "Справочнике по правописанию и литературной правке" приводит следующее написание: "А бабка Варвара видишь что делает?". В данном случае Д.Э. Розенталь объясняет отсутствие запятой ослаблением лексического значения слова "видишь". Следовательно, наличие запятой после слова "видишь" не столь однозначно. Очевидно, что авторы слогана хотели сыграть на двойной функции слова "видишь": прямая глагольная семантика сочетается с разговорной диалогической формулой.

Более того, не будем забывать, что перед нами не классический текст, а именно рекламный слоган, который должен спровоцировать потребителя на определенное действие. В тексте рекламы может быть только один деятель (потребитель) и его действия. Если данное предложение ("Видишь подросток покупает пиво...") рассматривать как сложное, то в нем существуют два деятеля (ты и подросток). Очевидно, что грамматическая основа "подросток покупает" здесь лишняя. А вот указание на процесс, action вполне уместно, только в этом случае сочетание слов "подросток покупает пиво" выступает в роли дополнения (Видишь (что?) подросток покупает пиво, т.е. процесс покупки пива подростком). И опять, выходит, запятая не нужна! Вот он, пресловутый конфликт нормы (в классической грамматике существительное в именительном падеже не может быть дополнением) и языка масс-медиа...

Не забудем, что язык рекламы во многом ориентирован на иноязычные образцы, именно поэтому мы даже не обращаемся к рассмотрению второй части этого предложения (скажи - нет!), т.к. перед нами калька английского (say - NO/YES), достаточно распространенная в последнее десятилетие. Как известно, в современном английском языке в повседневной речи используются лишь знаки конца предложения. Быть может, этим объясняется отсутствие пресловутой запятой, ведь формирование русского масс-медиа языка только начинается...

В связи с этим невозможно не вспомнить замечательную книгу В. Г. Костомарова "Наш язык в действии". Ученый утверждает, что в настоящее время можно смело говорить о функциональной разновидности употребления языка в текстах масс- медиа, его явном отличии от языковой нормы, ведь язык рекламы - "сплав книжности и разговорности, монологической и диалогической речи". Вслед за В.Г. Костомаровым остается надеяться, что все же у нас будет "единый русский литературный язык в весьма разных его употреблениях".

И вот опять нам приходится решать классическую лингвистическую задачку типа "Казнить нельзя помиловать".


Татьяна Викторовна Федорова, учитель русского языка и литературы ЦО № 1071, кандидат педагогических наук, победитель конкурса "Учитель года" г. Москвы, лауреат Премии Президента РФ в области образования, выпускник Президентской Программы (РЭА им. Плеханова).

03.08.2010

 


Обсуждения:
 



 

03.08.2010 16:34 Дядя Женя
Верните нашу законную запятую!
Что же, мы вот во всяких эмгэушках поназаканчивали не для того, чтобы потом это читать!

Закончите пятый класс, талантливые вы наши!

Тьфу блин...

Видишь, рекламодатель пишет с ошибками -
скажи НЕТ!
Это правила!
 


 

03.08.2010 16:36 неизвестный
видишь запятую на рекламном макете? Скажи - НЕТ!
 


 

03.08.2010 17:51 неизвестный
видишь грамарнаци поучает правилам
скажи-НЕТ!
Это не просьба, это-Закон!
 


 

03.08.2010 20:37 неизвестный
Видишь опять копирайтеры не поставили запятую?
Ни фига ты не видишь.
 


 

03.08.2010 20:38 Пилот| 11
Млин, вот стыдно признаться, что я до сих пор не знаю правил русского языка. Честно признаюсь.
Другое бесит, колличество неологизмов в маркетинге и рекламе. Какое то засилье идиотизма, как то раз прочитал на Составе (в дословном переводе) "управляющий событийных направлений деятельности по событиям", типа в переводе "эвент".
Причем, безмозглые студенты начинают всю эту хрень копировать в своих речевых оборотах и гордиться собственной принадлежностью к Великому Рекламному Языку.
 


 

03.08.2010 22:09 Егоров
А еще они все поголовно звОнят, вклЮчивают и жрут семки на районе... Скоро, видать, совсем без великого и могучего останемся...
 


 

04.08.2010 07:34 Флегматик
to Егоров (03.08.2010 22:09):
Не "на районе", на "на раёне".
 


 

04.08.2010 08:33 Михаил Дымшиц
Есть запятая, нет запятой... В этом случае это не самая большая беда от необразованности МВД. Завесить города щитами с текстом "подросток покупает пиво" это рекламировать покупку пива подростками... К тому же Закон не обязывает никого, кроме продавца, говорить "нет" в такой ситуации, но то, что это указанию продавцу, из плаката не ясно.

А за конструкцию учителки после президентской программы ("Видишь: подросток покупает пиво - скажи: "Нет!") в моей школе бы посмотрели на автора с нескрываемым сожалением... , а в районном пионерском штабе потребовали бы другого представителя школы. Правильная пунктуация и верстка в этом плакате должна быть такой:

Видишь, подросток покупает пиво?

Скажи продавцу: "НЕТ!"

И сразу быстро беги

Но в итоге, те деньги, на которые соблюдение Закона должно контролироваться людьми, слили в наружную рекламу, подрывающую и так слабую граммотность.
 


 

04.08.2010 10:28 Неистовый корректор
По-моему, плностью предложение звучит так:

Если ты видишь, что подросток покупает пиво, то скажи ему: "Нет!"
 


 

04.08.2010 10:42 innovation| 0
Видишь, училка гонит пургу? Скажи: "Нет"! И потребуй, чтобы она отказалась от звания "Учитель года". И эти люди учат детишек великому и могучему!
И еще - по-моему, это вообще не социальная реклама. Согласитесь, написать черненькими и красненькими буковками неграмотный текст с невнятным посылом непонятно кому - это профанация и стыдуха. А вчера я этот кошмар видела в Коммерсанте (не помню - Деньги или Власть). Там-то - кому? Продавцам пива? Подросткам?
Видишь, лжерекламисты валяют бездарную чушь и размещают ее вопреки всякой логике? Скажи : "Нет"! И потребуй не позорить ремесло.
 


 

04.08.2010 11:02 Игорь
Мы говорим: "Пиво" - подразумеваем: "дети",
мы говорим: "дети" - подразумеваем: "пиво!"
 


 

04.08.2010 12:17 Нет пива - нет подростка
Фонд "Социальные проекты и программы" как и его коллеги из родственной организации зарабатывают на продаже более дешевых площадей под видом социалки.
Сама социалка может быть любой, лишь бы уровень её абстрактности позволял разместить под ней любого спонсора или лишь бы сообщение было настолько мутным и невнятным, чтобы не повредить продажам пивного союза.
Поэтому укрепление связи "подросток + пиво" - логичное решение этой задачи. И безадресное "скажи "нет" - эталон такого асоциального рекламного сообщения.

Источник: http://www.sostav.ru/columns/opinion/2010/stat21/