Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Аналитика

29/06/2010

Дар слова и гуманитарные технологии



Михаил Эпштейн представил в России книгу "Энциклопедия юности"
 

Михаил Эпштейн, российский филолог и философ, живущий сейчас в США, удостоенный престижной американской премии «Liberty» и других международных наград, посетил в эти дни Россию, чтобы представить свою новую книгу - «Энциклопедия юности».

Сегодня Михаил Эпштейн, выпускник филологического факультета Московского университета в 70-е годы, - автор двух десятков книг и более 400 статей и эссе, переведенных на 14 языков. «Западный и русский постмодернизм», «Религия и философия России», «Глобальная культура и будущее гуманитарных наук» - эти названия отражают главные направления его научной работы: исследования в области философской мысли в России и футурологии гуманитарных наук.

В этой связи книга «Энциклопедия юности», на первый взгляд, - неожиданный ракурс. Впрочем, по сути, это тоже исследование. «Эта книга - о юности во всех возможных аспектах и углах рассмотрения, - рассказал в телеинтервью Михаил Эпштейн. - Она написана в соавторстве с моим другом, однокурсником Сергеем Юрьенен. И это действительно не повествование, а энциклопедия. То есть попытка обозреть нашу жизнь от «абсолюта» и до «я».

...«Чему бы ты уподобил юность? Есть ли какой-нибудь образ, символ, эмблема, метафора, которыми ты мог бы передать особенность этого возраста? - читаем фрагмент диалога соавторов «Энциклопедии». - В юности все так звонко, голосисто, а вместе с тем и так смутно, неопределенно, разбросанно, что напрашивается гоголевский образ: «струна звенит в тумане». Это из «Записок сумасшедшего».

Но юность и есть своего рода сумасшествие, узаконенное биологическим естеством и социальным обычаем. Тот, кто в юности не сходит с ума, не бежит из дому, не устраивает скандалов, не доводит близких до обморока, - тот считается и впрямь не совсем нормальным».

С 2000 года Михаил Эпштейн ведет проект «Дар слова». Его цель - пополнить русский язык новыми словами. Эпштейн убежден, что при всем своем богатстве русский язык «не так богат, как хотелось бы».

«Русский язык очень затормозился в своем развитии в 20-м веке, - считает Михаил Эпштейн. - С тех пор его лексикон практически не вырос, скорее, даже сократился в силу печальных исторических обстоятельств и далеко отстает от развития английского языка. Мне представилось, что в языке, сознании российского общества накопилось очень много таких полупонятий, получувствований, которые нуждаются в выражении.

Мы ведь не просто говорим слова - мы чувствуем по словам, действуем по словам. Поэтому мне представляется столь важным для развития генофонда культуры и повышения роли российского общества в международном разделении труда вводить новые слова, понятия, грамматические конструкции в русский язык.

Я очень благодарен своей аудитории: я каждую неделю выпускаю очередную рассылку, примерно 5 тысяч человек отзываются, и некоторые слова входят в обиход. Скажем, слово нехоть - такое состояние общества, когда ничего не хочется».

В то время как Эпштейн-филолог обогащает родной язык, Эпштейн-философ думает о том, как сегодня использовать философию в практических целях. Вот его выводы: «Мне кажется, что философия должна становиться все менее и менее чистой, в том смысле, что чистая, аналитическая философия, которая, к сожалению, господствует в американских вузах на философских факультетах и оттуда распространилась по всему миру, - это философия, заходящая в тупик, - продолжает Михаил Эпштейн. - Поскольку она не оказывает никакого влияния на общество: она занимается расщеплением малых лингвистических волосков.

На мой взгляд, философия, как и другие гуманитарные науки, должна задуматься о своих же технологиях. То есть, как на основе физики, химии, биологии созданы мощные технологии, преобразующие мир, так сейчас возникает настоящая необходимость развития гуманитарных технологий - на основе лингвистики и философии, что всегда занималась первоначалами нашего единственного мира. Философия будущего должна создавать разные альтернативные миры».

Вот таким представляет Михаил Эпштейн вклад философов в развитие нового технократического мира.

Карина Ивашко 28.06.2010, 17:06
Источник: http://rus.ruvr.ru/2010/06/28/10906243.html
 

Развернутая дискуссия с Михаилом Эпштейном на затронутые темы идет в нашем "Сообществе": http://slovari21.ru/community/776