Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

21/06/2010

Губернатор Александр Жилкин: Сохранять родные языки должны в семьях

 
Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области обсудил тему сохранения языков народов России и других народов на территории Астраханской области. Как заявил губернатор Александр Жилкин, эта тема не является в регионе проблемной, но ослаблять внимания к ней нельзя. До начала июля министерство образования региона совместно с национально-культурными обществами представит губернатору соответствующий план мероприятий.

Заседание началось с торжественного вручения медали ордена «За заслуги перед Астраханской областью» известному общественному деятелю региона Сантро Зурнаджану – председателю областной общественной организации армянской культуры «Арев», заместителю председателя регионального этноконфессионального совета. Губернатор Александр Жилкин поблагодарил Сантро Зурнаджана за заслуги в сохранении и развитии традиций армянской культуры и, в том числе, в сохранении родного языка среди армян Астраханской области.

Переходя к основной теме, Александр Жилкин сказал: «Недавно мы отмечали Дни славянской письменности. Это был повод еще раз задуматься о роли языка в становлении культуры, нации, а теперь, в новых условиях, и многонационального гражданского общества. Для нас же, астраханцев, многообразие языков как раз и определяет многообразие культур родного края», – подчеркнул губернатор. Он сказал также, что, хотя русский язык является языком межнационального общения, но «мы всячески способствуем развитию и других национальных языков».

В 55 образовательных учреждениях Астраханской области ведется преподавание казахского, татарского, ногайского, калмыцкого языков, в том числе в 25 школах родной язык является обязательным предметом, в остальных – факультативным. На заседании совета возникла дискуссия, надо ли заменять факультативную форму обучения на обязательную, но пришли к выводу, что это возможно там, где количество часов может гарантировать педагогу достаточную загрузку для получения заработной платы. Сейчас на каждого из 73-х педагогов, преподающих родные языки, приходится в среднем порядка 60 учащихся, что в три раза превышает рекомендуемые нормы.

Учителей родного языка, а именно казахского и татарского, с 2003 года готовит Астраханский государственный университета. Студенты учатся заочно, за счет бюджетного финансирования. И, как заверил министр образования региона Виталий Гутман, область готова увеличить количество обучающихся, если будут заявки из муниципалитетов о дополнительной потребности школ в таких преподавателях. «Нет заявок от родителей, то есть от потребителей наших услуг, а мы ориентируемся именно на потребителей», – убеждал Виталий Гутман.

Декан филологического факультета АГУ Людмила Касьянова посетовала, что из выпускников, получивших такое образование, казахский и татарский язык преподают лишь восемь человек – в основном им не хватает нагрузки, хотя желание применить на практике полученные знания есть. Сейчас в АГУ 25 студентов специализируются на казахском языке, 14 – на татарском. На этноконфессиональном совете было решено рассмотреть возможность их дальнейшего трудоустройства.

Речь шла и об обеспечении новыми учебниками. Сейчас используются в основном учебники, выпущенные в Татарстане или в Казахстане, то есть там, где изучаемые языки являются общеупотребимыми, а для астраханских ребятишек такие учебники порой трудны. Вероятно, будут переизданы учебники, разработанные в середине девяностых годов непосредственно в Астрахани для маленьких казахских ребятишек. За это ратует председатель общественной организации «Жолдастык» Никита Искаков.

Вообще губернатор Астраханской области призвал членов этноконфессионального совета не перекладывать всю ответственность за обучение языку на школу и на министерство образования. Он рекомендовал активнее использовать авторитет уважаемых земляков, влияние семей, поскольку сегодня дети более свободны в выборе предметов для изучения и ориентируются на ЕГЭ, на возможность поступить в высшие учебные заведения, найти достойную работу, поэтому и к сохранению родного языка надо подходить с современных позиций. В резолюции по итогам заседания, в частности, сказано: «активно внедрять новейшие информационные технологии дистанционного обучения, реализации коллективных телекоммуникационных проектов в практику преподавания родных языков».

 

21.06.2010 12:24:03

Управление пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области:
http://www.astrobl.ru/RSS/art.aspx?id=16355