Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

01/06/2010

Не стало выдающегося русского поэта Андрея Вознесенского


Не стало выдающегося русского поэта Андрея Вознесенского, одного из самых смелых представителей русского поэтического авангарда ХХ века, прошедшего всю эволюцию шестидесятника - от неприятия властей до присуждения Государственной премии.
В середине прошлого столетия Вознесенский стремительно ворвался в поэзию. Наряду с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной он стал символом идеологической оттепели 1960-х. Тогда все ждали нового поэтического слова, вспоминает знаменитый театральный художник Борис Мессерер.

"Мы заждались этого голоса. Он как какая-то клеточка в таблице Менделеева возник. Потому что мы ждали именно появления этого элемента, этой частицы поэзии". В сознании советских людей произошел сдвиг, в поэзии того времени смешивались высокая поэтическая и "шлягерная" культуры.

Песни на стихи Вознесенского исполняли и Владимир Высоцкий, и Алла Пугачева. Поэт стал и автором текста первой советской рок-оперы "Юнона и Авось", которая уже 25 лет не сходит со сцены. А на его поэтический цикл "Антимиры" поставил спектакль в театре на Таганке культовый режиссер эпохи Юрий Любимов. О другом общем спектакле рассказывает сам режиссер. "Когда мы играли "Поэт и театр", он запирался, просил - там комнатушка была - говорил: "Можно, я там поколдую, сам подготовлюсь, а потом уже выйду на сцену?" Он готовился, у него не было головокружения от успехов. Он все время сочинял. Вы знаете, что он был архитектор. И архитектура чувствовалась в его стихах".

Стихам Вознесенского была присуща и джазовая ритмика, которая сделала творчество поэта близким западному сознанию. Кроме того, когда поэт выступил в прессе с протестом против ввода советских войск в Чехословакию и в защиту опального писателя Александра Солженицына, он стал необыкновенно популярен за рубежом. Вознесенский оказался в круге таких знаменитостей, как Пабло Пикассо и Жан-Поль Сартр.

Сам он был и останется не меньшей фигурой, говорит режиссер Марк Захаров. "Он займет какую-то очень высокую орбиту в нашей словесности, в нашей истории сегодняшней. Он был большим поэтом, большим, и мы это ощущали в каждой строчке. Что меня удивляло лично, особенно - он со словами проделывал что-то удивительное. Они как-то по-другому начинали звучать у него. Они то становились угловатыми, то округлыми, то плавными, то жалящими, то внушающими надежду, то гипнотизирующими".

Вознесенский проделал большой путь от поэта-трибуна до поэта-универсала, поэта-экспериментатора, совмещающего стихи с рисунками, фотографиями, шрифтами. Он не выходил из моды и не выйдет никогда, и время не властно над такими фигурами, утверждает режиссер Кирилл Серебренников. "Он не принадлежит к какому-то поколению. Это величина, которая стала важной для всех. Для тех людей, которые просто любят русский язык, русскую словесность. Потому что это человек не из прошлого и не из настоящего. А это такой персонаж из будущего".

В последний раз Вознесенский появлялся на публике 25 января, на вручении премии "Триумф" в музее им. Пушкина. Недавно поэту исполнилось 77 лет.
 

1.06.2010

Источник: http://rus.ruvr.ru/2010/06/01/8881210.html