Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Новости

06/04/2010

Круглые столы на IX Московском педагогическом марафоне учебных предметов

С 23 марта по 16 апреля 2010 года в Москве проходит Девятый Московский педагогический марафон учебных предметов. В рамках марафона культурно-просветительская программа «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» проводит круглые столы, посвященные культуре пользования словарями в учебном процессе.

8 апреля, в День школьного и детского библиотекаря, состоялся круглый стол «Новые возможности словарей нового поколения: какие они?»
 

В нем приняли участие:
- Ольга Николаевна Левушкина, к.пед.н., доцент кафедры филологического образования МИОО;
- Светлана Юрьевна Камышёва, к.филол.н., доцент Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина;
- Эрик Гайкович Азгальдов, лингвист, редактор, профессиональный переводчик;
 

О.Н. Левушкина рассказала о необходимости систематической работы со словарями в школе и методических аспектах этой работы: в частности, о практике проведения «урока знакомства со словарями», конспект которого опубликован в газете "Русский язык" (№ 3, 2010).
 

С.Ю. Камышева поделилась опытом преподавания русского языка специалистам, находящимся в так называемой «сфере повышенной речевой ответственности» (в частности, госслужащим) и особо отметила  важность и значимость выпускаемых программой «СЛОВАРИ XXI ВЕКА»  лингвострановедческих словарей (прежде всего - словаря "Россия") - как изданий, уникальных для сферы лингвокультурологии.

Э.Г. Азгальдов, высоко оценив большинство словарей, выпущенных в рамках программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА», подверг  некоторые из словарей критическому анализу, обратив внимание на ряд редакционных недоработок.
 

Вел круглый стол главный специалист по информационной работе программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» Сергей Павлович Потеряйко, который отметил пользу как обмена опытом, так и конструктивной критики.
 

9 апреля, в День учителя литературы, состоялся круглый стол «Слова и словари на уроках литературы».
 

С.Ю. Камышева в сообщении на тему "Коммуникативная компетенция" остановилась на проблеме воспитания «элитарного типа речевой культуры» – в противовес «жаргонизирующему» типу, характерному для сегодняшних СМИ. В этой связи было особо отмечено высокое качество остро необходимого для решения этой проблемы «Словаря ударений» И.Л. Резниченко.
 

Дарья Александровна Хаустова (к.пед.н., ст. преподаватель кафедры методики преподавания русского языка МГПУ) подробно рассказала о «Словаре иносказаний Пушкина» – и прежде всего о специфике его использования на уроках литературы. 

О.Н. Левушкина в сообщении на тему "Лингвокультурологические характеристики текста" отметила высокую эффективность использования словарей «Россия» и «Фразеологического словаря» В.Н. Телии для решения включенной в новые образовательные стандарты задачи «формирования российской идентичности учащихся».
 

Наталья Алексеевна Попова (к.пед.н., доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ) рассказала о том, как можно построить учебный процесс на базе «Больших» словарей синонимов, существительных и глаголов, отметив насыщенность этих изданий разнообразными литературными примерами.
 

Вел круглый стол Сергей Павлович Потеряйко.