Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Новости

12/01/2021

«Деловой завтрак» с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым. Главное

В «Российской газете» прошел «Деловой завтрак» с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым. Публикуем главные новости из него.

Как школы будут восполнять пробелы в знаниях? Могут ли продлить учебный год на лето?

— Мы всем регионам давали рекомендации по корректировке учебных планов, чтобы ни в коем случае не понизилось качество образования. Изменение учебного плана — это должно быть решение школы, педагогического коллектива. Главный принцип: ученики должны полноценно освоить образовательные программы. Но при этом важно не допустить превышения образовательной нагрузки. Хороший пример — Москва: столичный департамент образования разработал целую программу помощи школам и школьникам в ликвидации возможных пробелов в знаниях. Мы продолжаем методическую поддержку каждого региона, регионы плотнее работают с календарным графиком системы образования, и надо сказать, что меры приносят результаты. Везде это индивидуальный подход, исходя прежде всего из эпидемиологической обстановки. Москва, например, немного продлевает каникулы, но сразу несколько регионов выходит из новогодних каникул, возвращая полное очное обучение во всех классах. И это тоже результат взвешенных и своевременных мер, принятых регионами ранее для контроля за здоровьем в образовательной среде.

Про оборудование школ новой техникой

— В рамках нацпроекта «Образование» 33 тысячи школ будут обеспечены необходимым компьютерным оборудованием. Это три четверти от всех школ страны. До конца 2021 года все школы страны планируется подключить к высокоскоростному интернету, 100 мегабит — для городской школы и 50 мегабит — для сельских школ.

Также в рамках национального проекта мы обеспечим все сельские школы, а это 27 тысяч школ, оборудованием для преподавания предметов естественно-научного цикла.

Про цифровую образовательную среду

— Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В нее входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали ее «Сферум». Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю. Мы никогда не планировали и не планируем заменить традиционные уроки дистанционным обучением.

Про образовательный контент

— Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический «опциональный», то есть дополнительный контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — Маркетплейсе. Весь этот контент в обязательном порядке пройдет экспертизу.

Про соцсеть для учеников и учителей

— Это часть большой платформы для обучения и коммуникации, которую мы делаем на базе "ВКонтакте". Как уже говорил, она будет называться «Сферум». Она будет легкой и понятной в использовании. В «Сферуме» есть чаты, личные страницы учащихся и учителей, актуальные новости (школьные, федеральные «из первых уст»). Школы, классы, ученики и учителя смогут создавать свои группы и паблики для общения, для того чтобы делиться образовательными интересами.

Про "цифровую биографию" школьников

— Речь идет прежде всего об электронном портфолио, которое учитывается при поступлении в высшие учебные заведения. Будут учитываться все победы в олимпиадах, конкурсах, другие внеучебные достижения. Раньше выпускники приносили в вузы огромные пачки разных дипломов и сертификатов, чтобы подтвердить свое право на дополнительные баллы ЕГЭ. Сейчас все это будет храниться в электронном виде. В пару кликов каждый ученик может сформировать свой «портфель» успехов и предоставить его в вуз. Кроме того, мы планируем внедрить механизм корректировки успешности школьника по анализу его «цифровой биографии». Пройденные уроки, отметки, глубина изучения тем, сложность выполненных заданий, результаты ГИА, олимпиад, чемпионатов WorldSkills — вся эта информация будет собираться и анализироваться. Анализ «больших данных» позволит школе построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

Про нормы использования гаджетов в школах

— Есть соответствующие нормы, установленные Роспотребнадзором. Общая продолжительность использования компьютера на уроке не должна превышать для детей 1-2-х классов — 20 минут, 2-4-х классов — 25 минут, 5-9-х классов — 30 минут, 10-11-х классов — 35 минут. И в этих нормах школы должны работать.

Интерфейс и контент информационных систем, которые сейчас создаются, будут адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья: будут субтитры, бегущая «новостная» строка, возможности для голосового ввода. Кроме того, Цифровая образовательная среда позволит детям, находящимся на длительном лечении и надомном обучении, подключаться к урокам по видео.

Про новые школьные стандарты

— Проекты ФГОС доработаны. Сейчас они находятся на рассмотрении межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования под председательством вице-премьера Татьяны Алексеевны Голиковой и помощника президента РФ Андрея Александровича Фурсенко. В случае одобрения проектов ФГОС рабочей группой они могут быть утверждены в конце февраля — начале марта 2021 года.

Про Всероссийскую олимпиаду школьников

— Мы готовимся к проведению Всероссийской олимпиады школьников в очном режиме. Готовим приказ о сроках и местах ее проведения, но окончательное решение зависит от эпидемиологической ситуации. В этом году хотим использовать механизмы ЕГЭ при защите заданий от утечек, повысить ответственность организаторов на всех уровнях.

Текст: Ксения Колесникова (с сокращениями)


https://rg.ru/2021/01/11/delovoj-zavtrak-s-ministrom-prosveshcheniia-rf-sergeem-kravcovym-glavnoe.html